Слово «кутюрье» происходит от французского couturiere — портниха (couture — шитье), но вы не увидите его в списке профессий. По-земному это чаще всего звучит как «художник-модельер» или «модельер-дизайнер». Имена великих кутюрье гремят по всему миру, индустрия моды приносит им огромные доходы, а жизнь их представляется таинственной и, конечно же, стильной… Моя собеседница воспринимает себя как вполне земное создание. Но это ни в коем случае не означает, что она менее стильная, а таинственности в ней, может, и поболее будет. Она женщина достаточно скрытная и на просьбу рассказать о себе ответила просто: «Марина Готлиб, дизайнер».
Человек на своем месте
Марина обнаружилась в Музейно-выставочном центре за подготовкой выставки тверских дизайнеров. Мы присели прямо среди будущей экспозиции, начали разговор, но, несмотря на привычную для нее среду, моя героиня, как мне показалось, была несколько скованна. Немного позже Марина призналась, что человек она закрытый, на контакт идет не очень легко и практически никогда не инициирует общение.
— Наверное, это можно объяснить просто отсутствием потребности. Мне никогда не бывает скучно наедине с самой собой, я не разделяю паники некоторых людей, которые не знают, чем заняться, когда оказываются в четырех стенах. Конечно, эмоции тоже нужны, но мне неплохо удается найти их внутри себя — мне интересно с собой. Род моей деятельности и так обеспечивает мне широкий круг общения. Если говорить об источнике вдохновения, который необходим любому человеку творческой профессии, я нахожу его в музыке, живописи, кино, а иногда в самом человеке, для которого разрабатываю ту или иную модель. Слава богу, сейчас я имею возможность работать только с людьми, к которым я не испытываю неприязни. Когда работала в ателье, этого избежать было практически невозможно.
Как любой модельер, свой творческий путь Марина начинала в Доме моделей. В нашем случае — в Калининском Доме моделей, крупнейшем предприятии, которое разрабатывало одежду не только для региона, но и для всей страны. Это был один из самых сильных домов в стране, его можно было поставить в один ряд с Московским модным Домом на Кузнецком мосту. В индустрии моды Марина более двадцати лет, а стать художником-модельером мечтала с самого детства.
— Интерес к одежде возник как-то сам собой, можно так сказать, по наследству — мои родители были текстильщиками. Модели, постоянная работа с тканью, худсоветы, разговоры о которых приносились домой — это всегда окружало меня и, наверное, подвигло к выбору.
За плечами у моей героини техникум, университет и диплом искусствоведа. Моделированию училась в Москве, на искусствоведа — в Уральском госуниверситете.
— Это сейчас образование можно получить по Интернету или в метро, а тогда приходилось помотаться по стране, — смеется Марина.
От рядового художника-модельера она выросла до главного художественного руководителя Дома моделей — должность вполне высокого уровня, в свое время такую же занимал Вячеслав Зайцев. Когда в конце восьмидесятых страна «перестраивалась», распалась и стройная система модельных домов — они просто перестали существовать. Текстильная промышленность пустилась в вольное плавание. Готлиб сегодня продолжает заниматься тем, что однажды выбрала, — дизайном костюма. Сотрудничает с лицеем №15, читает лекции, помогает студентам создавать коллекции в различных конкурсах, в организации которых сама принимает непосредственное участие.
— В своей профессии я чувствую себя очень комфортно — именно так, когда человек занимается своим делом.
Размышления о моде
Модельер-дизайнер — это изобретатель. Не бывает профессионала от моды без развитого воображения и наличия эстетического вкуса. Чем больше я встречала свидетельств, что это действительно титанический труд, тем более сомневалась в целесообразности таких усилий. Ведь куча народУ сидит и решает: будет ли в нынешнем сезоне моден рукав-фонарик или цвет «мокрый асфальт». Неужели для того, чтобы со вкусом одеться, нужен целый Институт моды?!
— Я недавно ездила в Москву, так тамошние дизайнеры уже обсуждают тенденции сезона зима-осень 2010/11, — говорит Марина. — На самом деле решение о том, что будет модно, не берется из воздуха. Анализируется вся информация за пройденный период — каким цветам покупателями отдавалось предпочтение, что успешнее всего шло на рынке, учитываются самые сумасшедшие идеи, представленные на подиуме. На основе всего этого разрабатывается актуальная цветовая гамма, форма, которые являются перспективными на будущий сезон.
Насколько я поняла, сомневаться в целесообразности этой индустрии все равно что, скажем, заявить о ненужности художественных училищ. Ведь не считается же нормальным, если все желающие рисовать будут учиться на примерах двух-трех человек, понимающих хоть какой-то толк в рисунке? Оказывается, «модное образование в массы» — лозунг, не лишенный разумного зерна.
— Я очень уважаю программу «Модный приговор», — говорит Марина. — Плохо, что идет она утром, когда ее могут смотреть только домохозяйки. Считаю, что советы, которые там дают, дамам нужно просто записывать. Все мы, наверное, видели, как модница надевает на себя все, что нынче актуально, причем сразу, несмотря на то что вещи между собой не сочетаются. Следовать моде слепо, это даже дурной тон. Ведущие программы очень грамотно объясняют, как одеваться модно и со вкусом. Не у всех хватает времени на то, чтобы обратиться к специалисту, а предложение в магазинах часто оставляет желать лучшего. А хочется индивидуальности, чего-то только своего, поэтому дизайнерские услуги сейчас очень востребованы.
Я думаю, многие присоединятся к мнению моей собеседницы, что многие мужчины сегодня также с удовольствием занимаются своей внешностью. От простого желания выглядеть аккуратно до стремления быть безупречным — он ногтей до волос. В промышленном количестве внимание к мужскому костюму стало проявляться относительно недавно, поле, так сказать, почти непаханое, и это вызывает у Марины особый интерес.
— Мужская одежда стала сегодня другой — более стильной, интересной. Я с удовольствием бы отдельно занялась ее моделированием. Современные мужчины более раскрепощены, способны к экспериментам. Иногда, правда, они увлекаются этими самыми экспериментами. Все-таки чувство меры не менее важно, чем чувство стиля, — нужно уметь сохранить границу, не уйти в женственность в одежде. Ошибиться наоборот — одеваться женщинам слишком мужественно — сложнее, но гармония должна быть во всем.
Портной без платья
Гармонией для себя Марина называет именно то состояние, в каком пребывает сегодня. Спокойное сосуществование с родными и друзьями, связь с которыми не прерывается ни во времени, ни на расстоянии. Любимое дело. Есть люди, которые могут работать только там, где по сердцу, и никогда — где бы то ни было, лишь бы доход приносило. А главное, гармония внутри — это для Марины, пожалуй, главный фактор, определяющий внешнее благополучие.
— Марина, вы, похоже, один из представителей сапожника без сапог: ваша одежда весьма скромна, без особых претензий на оригинальность…
— Да, чаще всего это то самое «удобно, комфортно», которое так не любит Эвелина Хромченко в «Модном приговоре», и в основном темных цветов. А вы не обращали внимание, что модельеры очень часто после показов выходят в черном? Наверное, это сказывается некоторое пресыщение цветом, усталость от буйства красок во время работы с ними. Я люблю цвет японской бирюзы — такой серовато-грязновато-голубой. Но сама его не ношу, просто нравится с ним работать. Для себя люблю стильные вещи, с минимальной нагрузкой. Никогда никаких воланов и рюш! Конечно, они имеют право на существование, но только в моделировании, а не в моем гардеробе.
…От беседы у меня отчего-то осталось ощущение недосказанности, и не потому, что Марине было нечего сказать или я задала не все вопросы. Возможно, скромностью ответов она просто охраняет свой внутренний мир. Но в этом вся Марина Готлиб — вся, насколько желает открыть себя широкой публике.
«Конечно, и из провинции можно «выбиться» на большой рынок. Но для этого просто необходимы два условия — талант, школа и желание заниматься именно модой»
«Это сейчас образование можно получить по Интернету или в метро, а тогда приходилось помотаться по стране»