Не одно только упразднение земельной ренты, давшее «зеленую улицу» проектировщикам и архитекторам, превратило Москву тех лет в Мекку международного архитектурного сообщества. Вальтер Гропиус, Эрих Мендельсон, Ле Корбюзье, братья Таут, Эрнст Май и Ханнес Майер интересовались Москвой (а многие и посещали ее), потому что нашли здесь гениальных вдохновителей их собственной архитектуры. Это были братья Веснины, особенно Александр, Моисей Гинзбург, Николай Ладовский, Константин Мельников, Владимир Татлин, Илья Голосов, Николай Милютин, Иван Леонидов, Владимир Кринский. Между ними происходил плодотворный творческий обмен, потому что они исходили из общей проблемы — обострившихся противоречий города в условиях капитализма. Это касалось отнюдь не только сочувствующих, например Ноябрьской группы «Баухауса». Существует связь между проектом здания газеты «Чикаго геральд трибюн» Миса ван дер Роде, которым можно было полюбоваться на московской строительной выставке 1927 г., и проектами зданий «Известий» и «Ленинградской правды», разработанными советскими архитекторами. Имеется общий исходный пункт у концепций Бруно Таута, спроектировавшего поселения на Пренцлауэр-Берг и вокруг «Хижины дяди Тома» в Целендорфе, и проектов новых рабочих кварталов Москвы на Соколе, в Дангауэровке, на улицах Усачева и Шаболовской. Но нельзя упускать из виду и различие.
Проспект Вернадского
А. Н. Душкин (1903—1977), его «младший товарищ», — создатель станций «Кропоткинская», «Площадь Революции», «Маяковская», «Автозаводская», «Новослободская». Профессор ВХУТЕМАС Н. А. Ладовский спроектировал «Дзержинскую», А. И. Гонцке- вич — станции «Библиотека имени Ленина» и «Калининская». Получивший образование в Риме архитектор Б. М. Иофан, инициатор фантастически- безумного проекта Дворца Советов, участвовал в создании станции «Бауманская», В. Г. Гельфрейх внес свое имя в список метростроителей в вестибюле «Новокузнецкой». А. А. Дейнека, напоминающий Оскара Шлеммера, расписал потолок станции «Маяковская». Может быть, слишком смело, принимая во внимание столь разных людей, как Фомин и Душкин, проводить в воображении единую линию, но мне кажется, что все станции «изначальной линии» пребывают под влиянием этого строгого, сдержанного стиля. Яснее всего это видно, если от упомянутого «поколения» обратиться к следующему, перейти на станциях пересадок с «изначальной линии» на кольцевую, которая в основном была построена с 1945 по 1953 г., познакомиться с ее станциями «Комсомольская», «Курская», «Белорусская», «Киевская», «Парк культуры» и т. д. Своды не просто покрывают здесь ряды мраморных колонн с двух сторон, но и образуют самостоятельное пространство: на станции «Комсомольская» они превращаются в экран, на который проецируется история: военные подвиги
Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, парад победителей над фашизмом.