Среди старожилов нашего города еще встречаются те, кому посчастливилось в детские годы побывать на спектаклях в старом городском театре, построенном в далеком 1849 году на свои средства бывшим городским головой Кобозевым Николаем Степановичем. Эти люди до сих пор сохранили память о красоте внешнего вида театра со скульптурными группами и другими лепными украшениями, изящной и богатой внутренней отделкой, украшением которой были ложи в два яруса, окаймленные золоченым карнизом и оклеенные французскими обоями. Сегодня из выступавших на сцене этого театра остался, по-видимому, лишь Михаил Сергеевич Воскресенский – наш земляк, пианист, педагог с мировым именем...
Отец Сергей Пантелеймонович Воскресенский был по специальности биохимиком, а мать Надежда Вячеславовна Смирнова – учителем музыки. Родился Михаил 25 июня 1935 года в г. Бердянске под контролем и поддержкой дедушки и бабушки – родителей Надежды Вячеславовны. Поскольку дедушка был священником православной Христорождественской церкви, то здесь же мальчика и крестили. Так на свет появился еще один бердянец. Вскоре мальчика родители увезли в г. Севастополь.
В первые дни Великой Отечественной войны главная база Черноморского флота подвергалась жестокой бомбардировке, а потому семья приняла решение переехать обратно в г. Бердянск.
У мальчика с малых лет стали проявляться музыкальные способности, и уже в детстве каких-либо сомнений в выборе для него профессии в семье не возникало – Миша будет музыкантом. Обучение игре на фортепияно он начал раньше, чем учебу в общеобразовательной школе. Успех в музыке позволил уже в 7-летнем возрасте выступить на сцене городского театра и впервые заработать аплодисменты зала. Возможно, эти аплодисменты и укрепили его уверенность в правильности выбранной цели, он воочию увидел: то, что он делает – нужно людям.
Вскоре семью постигла беда. Мобилизованный в сентябре 1943 года в Красную Армию Сергей Пантелеймонович уже в октябре погиб в боях под г. Мелитополем. На руках Надежды Вячеславовны остались малолетние сын и дочь при отсутствии каких-либо средств для существования.
Это было трудное время как для семьи, так и для страны в целом. Еще шла война, город был фашистами разрушен, прилавки магазинов были пусты, а то, что иногда на них появлялось, выдавалось только по специальным продовольственным карточкам. Получить по ним можно было паек черного хлеба, но для этого нужно было занять очередь в магазин вечером и всю ночь в ней простоять. Иногда выдавалась «кирзовая» крупа, по нынешним меркам несъедобная, пшено считалось деликатесом.
Жителей города спасало море. У пристающих к берегу на лодках рыбаков можно было бесплатно получить азовскую тюльку, еду из которой готовили и на завтрак, и на обед, и на ужин. Ни сливочного, ни подсолнечного масла тогда не было, еду готовили на рыбьем жиру или маргарине.
Сегодня на Приморской площади установлен памятник азовскому бычку, но нужно признать, что азовская тюлька этого заслуживает не меньше.
Вот так тогда и жили.
Но все эти трудности не повлияли на принятое Надежной Вячеславовной решение сделать детей музыкантами.
Миша учился в общеобразовательной школе №2 и городской музыкальной школе, будучи в обеих отличником. Одноклассники относились к нему с уважением, но и с сочувствием, поскольку ему не разрешалось вместе с ними играть в футбол и другие игры, все время он посвящал музыке. Самым удивительным для них было то, что такой режим жизни его полностью устраивал.
В 1948 году Миша окончил музыкальную школу и Надежда Вячеславовна отвезла его в Москву для поступления в музыкальное училище. Там его прослушали, но, обнаружив, что он окончил в общеобразовательной школе 6 классов, зачислили только в подготовительный класс. Для приема в училище нужно было иметь за плечами не менее 7 классов.
Проживал Миша у дальних родственников, в однокомнатной коммунальной квартире которых уже жило пять человек. Спать ему приходилось на чемоданах, которые утром задвигались под кровать. Жизнь была впроголодь, но такого рода проблемам старался не придавать значения. Выручали молодость и поставленная цель.
В 1949 году он был зачислен в Московское музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс И. Р. Клячко), а в 1953 году стал студентом Московской консерватории. Проживать стал в новой однокомнатной коммунальной квартире, хозяйка которой отвела ему угол. И теперь он уже мог спать на кровати. Огромный плюс этой квартиры заключался и в том, что в ней стоял рояль.
На втором году учебы в консерватории Мишин педагог привел его на прослушивание к знаменитому Л. Н. Оборину – первому советскому пианисту, ставшему победителем международного конкурса, и тот взял его к себе в класс – это была огромная удача. На втором курсе Михаилу назначили Сталинскую стипендию, позволившую ему отказаться от материальной помощи матери, и та смогла отправить на учебу в Москву его сестру.
В консерватории кроме занятий на фортепиано у Л. Н. Оборина он еще занимался на органе в классе Л. И. Ройтмана.
В 1955 году в составе советской делегации Михаил Воскресенский принимает участие в работе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Варшаве (Польша). Именно здесь началась его концертная деятельность, он сыграл Второй концерт Ф. Шопена с оркестром Большого театра СССР под управлением знаменитого дирижера Е. Светланова.
Затем последовало участие в международных конкурсах пианистов: имени Шумана в Берлине, ГДР (1956 год, третье место), имени Шумана в Рио-де-Жанейро, Бразилия (1957 год, третье место), имени Дж. Энеску в Бухаресте, Румыния (1958 год, второе место). Ко всем состязаниям молодого пианиста готовил Л. Н. Оборин.
1958 год выдался особенно напряженным. В этом году Михаил окончил Московскую консерваторию, там же поступил в аспирантуру и стал преподавать предмет «Специальное фортепиано» в музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова.
В 1959 году он начинает работать в Московской консерватории в качестве ассистента Л. Н. Оборина. В 1961 году оканчивает аспирантуру и уже в 1962 году становится лауреатом конкурса имени В. Клиберна в Форт-Уорте, США (третье место).
М. С. Воскресенский становится популярным как в стране, так и за рубежом. Он много выступает с концертами, его регулярно приглашают на радио и телевидение, в том числе и на популярнейшую передачу «Голубой огонек». В эти же годы он приезжает в Бердянск и выступает с концертами в Городском доме культуры и в музыкальной школе.
С большими успехом гастролирует во всех странах бывшего социалистического содружества, Бразилии, Исландии, Австрии, Франции, Японии, США, Перу, Мексике, Италии, Испании, Китае, Австралии, Корее и др.
Концертный репертуар М. С. Воскресенского включает 56 концертов для фортепиано с оркестром, в том числе редко исполняемые фантазию «Скиталец» Шуберта – Листа, фантазию К. Дебюсси и др.
Он является первым исполнителем в СССР многих произведений как зарубежных, так и отечественных композиторов, в том числе и произведений, посвященных лично ему композиторами Ю. Буцко, Э. Денисовым, Е. Голубевым. М. С. Воскресенский был первым исполнителем за рубежом концерта №2 Д. Шостаковича, концерта для фортепиано и струнных А. Шнитке.
Сольные программы М. С. Воскресенского – это свыше 40 монографических циклов И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Й. Брамса, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Р. Шумана, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина и других композиторов.
Неоднократно выступал в ансамбле с квартетом им. Бородина, квартетом им. Шостаковича, Токийским квартетом, квартетом им. Чайковского, со скрипачами М. Яшвили, П. Берманом, Р. Ноделем, виолончелистами Е. Альтманом и А. Князевым, а также различными певцами.
Его выступления по всему миру проходили в сопровождении самых известных оркестров, руководимых более чем 150 выдающимися дирижерами разных стран, в том числе А. Гаук, К. Кондрашиным, Дж. Притчард, М. Кейтимс, К. Мазур, Р. Клейнерт, К. Брасс, де Мори и многими другими.
В 1979 году ему присваивают ученое звание профессора. С 1980 года М. С. Воскресенский выступает как органист в Большом и Малом залах Московской консерватории, а также в Риге, Таллине, Вильнюсе, Минске, Кишиневе, Донецке, Омске, Новосибирске, Иркутске.
В 1989 году ему присвоено звание народного артиста России.
Вся творческая деятельность Михаила Сергеевича Воскресенского – путь неустанного совершенствования, расширения художественного кругозора. В трактовке самой разнообразной музыки пианист всегда проявляет отменный вкус, зрелое мастерство, высокую художественную культуру.
В рецензиях на концерты М. С. Воскресенского отмечались отличные виртуозные качества пианиста, его стремление найти свежий, неординарный подход к исполняемым произведениям. По отзывам прессы, М. С. Воскресенский «мужественный и сильный пианист». «Его Игра проникнута хорошим нервом, звук певуч, ясный, чистый, как кристалл» (Correio Paulistano, Бразилия). «Игра М. Воскресенского отличается простотой и музыкальностью» – журнал «Советская музыка».
Уже многие годы М. С. Воскресенский ведет в консерватории большой класс. Концерты его учеников ежегодно (два раза в семестр) проходят в Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, лучшие студенты участвуют в кафедральных концертах, а также в выездных концертах в городах страны и за рубежом. Среди его учеников – лауреаты международных конкурсов С. Иголинский, Е. Кузнецова, В. Папян. У него занимался нынешний ректор Московской консерватории – профессор Т. А. Алиханов.
С 2007 года М. С. Воскресенский – заведующий кафедрой специального фортепиано.
Уже многие годы его приглашают проводить международные курсы повышения мастерства за рубежом. Он регулярно проводит мастер-классы в Токийском университете Toho Gakuen School of Music (Япония), являясь там приглашенным профессором, а также дает мастер-классы во многих музыкальных учебных заведениях мира (Джульярдская школа, Кертис-институт, Берлинская высшая школа музыки, Центр «Ямаха» в Париже и т. д.)
На протяжении многих лет М. С. Воскресенский является членом жюри международных конкурсов в Лидсе, Лондоне, Сиднее, Утрехте, Хамамацу, Порто, Терни, Тель-Авиве, Женеве, Кольне и других конкурсов. Он был ответственным секретарем и членом президиума жюри Московского конкурса им. П. И. Чайковского (1978, 1990, 1994 гг.). Постоянный председатель жюри Международного конкурса им. А. Н. Скрябина (1995, 2000, 2004, 2008 гг.).
Всю свою жизнь Михаил Сергеевич Воскресенский занимался и продолжает заниматься любимым делом, принося людям не только в своей стране, но и во многих странах за рубежом радость от общения с искусством. По сегодняшним временам он один из самых богатых людей: у него подрастают восемь внуков и трое правнуков. И это еще не предел. По работе он востребован, его зовут и ждут в самых далеких уголках планеты. Единственные места, где он не востребован – это в Арктике, Антарктиде.
В нашем городе его восторженно встречают в его родной музыкальной школе. Буквально на днях он побывал там в очередной раз. А уже с сентября его ждут новые концерты, поездки и преподавательская работа.