Вызовы глобализации крайне болезненно сказались на России. «Россия, - как говорит главный научный сотрудник Института философии РАН Валентин Иванович Толстых, - сейчас находится в национальном кризисе который, связан не только (и не столько! ) с преодолением социально-экономической отсталости, … но и с крушением … прежней системы ценностей. Но в этом плане российский кризис является лишь особой, наиболее острой формой проявления общего духовного кризиса человечества». Россия переживает настоящую драму мышления, как бы застрявшего между прошлым и будущим, в муках рождающего новые подходы и идеи мироустройства.
Перспективы России в долгосрочном плане так же непредсказуемы и вариативны, как и перспективы всего мирового сообщества.
Сегодня у России, несмотря на ее внешнее плачевное состояние, не меньше, если не больше, оснований для того, чтобы занять такое положение которое может оказаться вполне перспективным не только для нее одной.
Необычная историческая роль и миссия России в этом глобальном процессе просматривается достаточно хорошо. Россия является страной одновременно европейской и азиатской, христианской и туранской, занимая уникальное местоположение – между Западом и Востоком. Проще говоря, ей по пути и с Западом, и с Востоком. Представляя собой смешение множества народов, культур и конфессий, причем естественным, а не миграционным способом, как США, Россия исторически, традиционно готова к диалогу и сосуществованию с другими мирами, сообществами и цивилизациями. Этим, а не запасами нефти, газа и минералов, таящихся в ее недрах, определяется ее цивилизационный ресурс и предназначение.
В ситуации непредсказуемого будущего, в поисках новой духовной парадигмы (а это проблема не только российская) России органически ближе идея взаимопонимания, консенсуса и синтеза различных ветвей человеческой цивилизации, чем Западной Европе или США. Находясь на перекрестке дорог и ветров между Западом и Востоком, она хорошо чувствует и понимает и что такое «Восток», и что такое «Юг». Россия сама является неотъемлемой частью не только Запада, но и Востока. Речь идет не только о географическом или геополитическом феномене, присутствие в мире которого на Западе давно уже никто не отрицает.
Важно понять и признать другое – что Россия, как и Восток в целом, выступают как носители и образы совершенно определенного духовного, ценностного смысла человеческого бытия. Этот путь развития – не особый, а свой! – таит в себе другое видение мира и позитивную альтернативу тупикам и вызовам цивилизации, прославившей себя культом войн, индивидуализма, индустриализма и рассудочности.
Проблема единого глобального мира не является для России чем-то совершенно новым и неожиданным. Поиск объединяющего универсального начала, религиозного или светского, происходит через всю историю русской мысли. Свое собственное будущее и будущее мира она всегда представляла в глобалистских терминах и понятиях. Это можно рассматривать как идейный вклад России в решение проблемы глобализации. К нему можно добавить и огромный интеллектуальный духовно-практический ресурс России, который она может предложить миру в качестве вклада в глобальный процесс.
Только порой Западные государства не придают всему вышесказанному значения и видят Россию как сырьевой придаток к их транснациональным корпорациям. «Россия сегодня, - заметил председатель Российского союза промышленников предпринимателей Аркадий Вольский, - самая дискриминируемая страна после Китая». Дискриминацию России, к примеру, можно было наблюдать во время Олимпийских игр в Афинах. Складывается впечатление, что сейчас против России идет планомерная война (информационная, идеологическая и др. ), которая в итоге должна привести к деградации народа, к потере национального своеобразия и к разрушению страны изнутри.
Начальник Голицинского пограничного института ФСБ России генерал-майор Владимир Иванович Городинский пишет: «сейчас многие аналитики полагают, что именно Россия является полем целенаправленной экспансии и отработки разрушительных геополитических технологий. Все проекты, предлагаемые Западом для внедрение в России (Открытое небо, Открытое общество, Открытая экономика, Единое общемировое образование), имеют для России ярко выраженный деградационный характер. А инициативы в области сокращения вооружений направлены, в конечном счете, на разрушение оборонительного потенциала и утрату своего национального суверенитета».
Сегодня нам нужно быть предельно внимательными к экспансии со стороны Запада и больше внимания уделять вопросам духовно-нравственного возрождения народа. «Беда, - говорит известный российский кинорежиссер Никита Михалков, - когда мы хотим быть похожими на других только потому, что боимся быть похожими на самих себя». По его мнению, самая большая опасность глобализации заключается в желании быть похожими друг на друга.