Сегодня речь пойдет о романтизме в живописи. Вероятно, стоит повторить, что живопись — это всегда некое сообщение, тайное или явное. Только переданное не словами, а визуальными образами.
Живопись же в интерьере, помимо удовлетворения эстетического чувства, дает возможность познать самого себя. Эпоха романтизма выработала особое отношение к этому виду искусства, ведь только он делает интерьер неповторимым, ибо является его духовной составляющей. Мне кажется, без живописи трудно почувствовать пространство своим, ведь картина на стене
— это одновременно и красивая вещь, и живое существо, и член семьи, и часть личной жизни.
Как музыка вызывает зрительные образы, так и живопись способна звучать, надо лишь погрузиться в созерцание плавных линий, вникнуть в переплетение цветов и оттенков, увидеть и услышать свежесть романтики. Николо Пуссен говорил: «Живопись — любовница красоты и королева искусств».
Романтическое восприятие— это непременное свойство
всякого духовно развитого человека. Романтическое мироощущение проявляется в самых разных художественных направлениях, течениях и стилях, и будет жить всегда. Романтизм — это внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца, и поэтому каждый человек романтик.
Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом. И поэтому вос-
торженная, оторванная от реальности душа находится в полете к некоему туманному несбыточному идеалу.
Романтическая живопись эту свободу рождает и утверждает в наших сердцах. Преданность духовному романтическому идеалу и уверенность в том, что живопись способна выразить его с особой силой, присущи только настоящим произведениям. Лишенные духовности и романтики произведения искусства становятся лишь красивыми безделушками или простой иллюстрацией.
По расхожему представлению, гений всегда остается непризнанным при жизни, и лишь спустя много лет открывается его истинное значение. На самом деле гораздо чаще случается другое: художник, которого современники, далекие от искусства, прославляют как величайшего из великих, спустя каких-нибудь несколько лет уже основательно и навсегда становится забытым.
Репутация художника определяется сочетанием многих обстоятельств: его в разной мере могут ценить заказчики, коллек-
ционеры, торговцы предметами искусства, власти и собратья художники. Смелость и оригинальность помогают ему выделиться и получить временный успех. Но лишь те немногие из художников, кто одарен неповторимым видением и мастерским умением воплощать истины, важные во все времена, создают подлинные шедевры, способные выдержать суд самого что ни на есть взыскательного критика — времени.