Гастроли всемирно известного Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Александровича Моисеева прошли во Владивостоке при полном аншлаге и под непрерывное «бис». Битком набитый зал «FESCO-Hall» был словно наэлектризован позитивной энергетикой, накатывающей со сцены на зрителей и возвращающейся обратно мощной волной восхищения. Возбужденных толп «FESCO-Hall» повидал немало. Но возбудить инстинкты и восхитить душу – это совершенно разные вещи.
Как волны прибоя, неслось в зал флотское «Яблочко», ставшее не только всемирной визитной карточкой ансамбля, но и апофеозом выступления во Владивостоке. Публика выражала свои чувства стоя, не желая расставаться.
Тридцатилетняя разлука, а именно столько лет не был ансамбль во Владивостоке, показала, что «старая любовь не ржавеет» ни у солистов, ни у жителей нашего города. И это самое удивительное, ведь и в состав самого ансамбля пришла молодежь, и во Владивостоке выросло новое поколение зрителей. И самого создателя уникального коллектива, Игоря Моисеева уже нет в живых. Он скончался 2 ноября 2007 года на 102 году жизни.
Так в чем же секрет? Может быть, в той любви к танцу, которую Мастер вынул из своей души и вложил в сердца и тела своих учеников? Созданный в 1937 году Игорем Моисеевым Государственный ансамбль народного танца СССР «перетанцевал» разруху, войну, опять разруху, перестройку 80-х и перестрелки 90-х, доказав, что танец вечен. Народ поет и танцует во все века во время войны, мира, смут и революций, невзирая ни на что и ни на кого. И потому искусство народного танца будет всегда близко нашей душе. Не зря ведь на Руси на всех народных праздниках принято было раздвигать круг пошире, чтобы дать возможность танцорам показать свою лихость и задор. А следом и всем пуститься в пляс. Надо сказать, что и у ансамбля Игоря Моисеева эта русская заразительность необычайно сильна. Бывает порой, они приезжают куда-нибудь повторно, например, в ту же Белоруссию, где им показывают танец «Бульба», поставленный Игорем Моисеевым, уже как народный белорусский. То же случалась и в других странах, от Аргентины до Испании. Это и слегка обескураживает артистов, и радует.
На пресс-конференции, состоявшейся перед концертом в маленькой гримерной «FESCO-Hall», директор ансамбля Моисеева народная артистка России Елена Щербакова представила журналистам педагогов-репетиторов: народного артиста России Виктора Никитушкина и заслуженного артиста России Сергея Аникина. А также молодых солистов Юлию Шутову и Владислава Озерянского (все на фото внизу).
Несмотря на трудный перелет и смену часовых поясов, никто не выглядел измученным. И это более всего поразило – умение быстро собраться. Второе – простота и естественность общения, ведь ничто, за исключением мастерства, так не очаровывает в человеке, как эти качества. В каждом слове Елены Щербаковой сквозило огромное почтение к Игорю Александровичу Моисееву. Возможно, именно оно, это почтение, и не позволяет ансамблю снижать планку. Одно дело – научить молодежь танцу, и совсем другое дело – воспитать в ней уважение к таланту, труду и традициям, вложенным в ансамбль его создателем. Бог знает, какими силами души Елене Щербаковой это удается. Конечно, долгая жизнь Мастера была охранной грамотой в лихие девяностые, но вся тяжелая закулисная ноша самосохранения ансамбля лежала на плечах этой удивительной женщины. И ансамбль не превратился в шоу. Он остался образцом для подражания во всем мире. И это благодаря тому, что удалось сохранить уникальную базу этого ансамбля – школу-студию.
«Мы набираем один класс: 25 мальчиков и 25 девочек. Больше учить не можем, это ведь ручная работа. По окончании ее артисты получают среднее профессиональное образование по специальности «Хореографическое искусство». Из училища Большого театра мы практически никого не берем. По дисциплине «народный характерный танец» их образования нам недостаточно. Проблем с кадрами у нас нет. Отбор очень жесткий, 50 человек отбираем обычно из 250-300 претендентов. Своего общежития училище не имеет, отбор идет среди москвичей, что усложняет задачу, поскольку непросто найти физически полностью пригодных воспитанников для мужской группы. В школу принимают с 12 лет», – рассказала Елена Щербакова. Эта школа создана Игорем Моисеевым в 1943 году и доныне продолжает учить питомцев «летать» на сцене. И получается это у них так здорово, что сам король лунной походки Майкл Джексон поместил в своем клипе «Black or White» кадры, где на Красной площади в снегу танцуют русские, а это хореография Моисеева. «К нам на концерт в Нью-Йорке пришла Джанет Джексон. И она пришла не потому, что увидела афишу, а потому что ей посоветовал ее брат Майкл», – вспоминает Елена Щербакова.
Народный танец на то и народный, что, переплетаясь своими корнями с корнями других народов, удивительным образом остается сам собой – единственным и неповторимым, присущим своему народу. И потому ансамбль народного танца Игоря Моисеева – подлинная жемчужина в короне российского народа.