Откуда бы вы ни говорили - с работы или из дому - тон вашего голоса и способность высказывать свои мысли ясно и кратко имеют первостепенное значение. Собеседник ведь не видит вас, выражения вашего лица, вашей мимики и жестикуляции, и впечатление о вас складывается у него лишь на основании голоса.
А телефон и предназначен для того, чтобы передавать обычный тембр и нормальную громкость вашего голоса. Кричать не надо. Это - в особенности при междугородном разговоре - только исказит звук. Держите трубку плотно прижатой к уху так, чтобы микрофон находился примерно в дюйме от губ. Говорить следует отчетливо и раздельно, с теми же интонациями, что и при личной беседе. Когда, прерывая на какое-то время разговор, вы кладете трубку рядом с аппаратом или опускаете ее на рычаг, завершив телефонные переговоры, делайте это осторожно, поскольку ваш собеседник еще держит свою трубку возле уха, и резкий щелчок может на минуту оглушить его.
Как отвечать на звонок
Если вы - у себя дома, самым уместным, как и прежде, остается «Алло». «Да» звучит слишком отрывисто и чуть грубовато, и если произнесенное следом: «Квартира миссис Джонс» еще оставляет вам лазейку, «Миссис Джонс слушает» отрезает все пути к отступлению.
Ничего смешного в этом нет. Речь идет о немаловажной стороне современного «телефонного этикета». Во всех больших городах надрываются телефоны из-за того, что совершенно незнакомые люди намереваются что-то продать «миссис Домохозяйке», обратиться с просьбой к «миссис Знаменитости» или войти в контакт с «мистером Большим Начальником», которому не дозвонились по служебному телефону. Многие люди «на виду» вынуждены из-за этого скрывать номера своих домашних телефонов.
Звонящий
Даже не знаю, какие найти слова, чтобы подчеркнуть, что вы просто обязаны представиться после того, как вам ответили, - это и полезно, и учтиво. Как именно представляться, зависит от того, насколько хорошо вы знакомы с тем, кому звоните. Но если у вас имеются «законные основания» для звонка и вы не собираетесь сохранять инкогнито, сразу же назовитесь. Вот несколько стандартных форм представления.
Если трубку взяла горничная или секретарша: «Говорит миссис Франклин, миссис Гарви дома?»
Если вам ответил ребенок: «Это миссис Франклин, позови, пожалуйста, маму».
Если вы по голосу узнали того, кто подошел к телефону: «Джон? Добрый вечер, это Элен. Сью может подойти?»
Если вам ответил тот, кому вы и звоните: «Сью, привет! Это Элен», или: «Миссис Брукс, здравствуйте, это Элен Франклин».
Если звонит старший младшему: «Это миссис (или мистер) Бейли». Младший - старшему: «Здравствуйте, миссис (мистер) Нокс. Говорит Джэнет Фрост». «Простите, кто спрашивает?»
К сожалению, не каждый, кто подходит к телефону, представляется, а потому звонящий в ответ на ваше «Алло» может просто попросить к телефону того, кто ему нужен. Если вы узнали звонящего, скажите: «Да, сейчас», либо, если звонят вам - «Я слушаю», или: «Это я». Многие, однако, прежде чем взять трубку самим, желают узнать, кто звонит. Раньше считалось не совсем приличным, когда горничная интересовалась: «Кто ее спрашивает?», или ребенок осведомлялся: «А это кто говорит?», но теперь, когда телефон распространился повсеместно, а диапазон поводов для звонка расширился безмерно, тактично поинтересоваться, кто звонит, - в порядке вещей. Представьте себе ситуацию: миссис Франклин находится наверху, звонит президент ее клуба, чтобы выяснить, сколько человек изъявили желание прийти на рождественский бал. Если снявшая трубку дочь миссис Франклин не уточнит, кто спрашивает, бедной женщине придется бежать вниз, отвечать, подниматься наверх за списком и снова спускаться к телефону. Если же дочь скажет: «Мама, это миссис Харрисон», миссис Франклин спустится к телефону уже во всеоружии.
Не совсем, конечно, учтиво осведомляться о том, кто звонит, но это лишь ответ на неучтивость того, кто позвонил и не представился.
Если ребенок один в доме, то такой вопрос становится проблемой уже не воспитанности, а безопасности. Многие злоумышленники как раз и звонят для того, чтобы выяснить, есть ли в доме взрослые или вообще кто-нибудь. Ребенок, который подходит к телефону и не узнает по голосу того, кто просит «мистера Домохозяина», вполне может задать вопрос: «Кто его спрашивает?» Если фамилия ему неизвестна или если звонящий не желает назвать ее, ребенок ни в коем случае не должен отвечать, что мамы или папы нет дома. Надо сказать: «Сейчас он (она) не может подойти. Что передать?» Это замечательная формула, потому что вполне соответствует действительности и вместе с тем дает возможность ребенку не звать родителей: они вроде бы есть, но подойти к телефону в данную минуту не могут. Ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать неизвестному человеку, что ребенок в доме один.