Бездотационный статус ухудшит в Хакасии экологическую обстановку.
Обитатели крупных населенных пунктов Хакасии, как и жители Кемеровской области и Красноярского края, с начала июля маются от явления, которое в советское время называли неизменным атрибутом лишь городов враждебного Запада – смога. Визуально пелену зависшей в воздухе гадости можно наблюдать с верхних этажей домов в утренние и вечерние часы. Учитывая, что это происходит при нынешнем уровне индустриализации региона, зададимся вопросом: а что будет, когда Хакасия, как и планируют республиканские власти, через несколько лет станет бездотационным регионом, то есть на ее территории будут действовать десятки новых производственных объектов, наносящих урон здешней экологии?
Индустриальная колба
Наша республика представляет собой территорию, которая самой природой обустроена так, что из-за инстинкта самосохранения гомо сапиенсам здесь необходимо особо бережно относиться к атмосфере. Мы живем в Хакасско-Минусинской котловине, в своего рода колбе, для которой инверсия (попросту говоря – застой воздуха) – обычное явление. То есть все выхлопы предприятий и автотранспорта не рассеиваются по ветру, а постоянно витают у нас над головами, отравляя воздух, выпадают на землю с осадками.
С каждым годом загрязнение хакасской атмосферы увеличивается. Тенденцию можно проследить по статистике крупнейших городов. В республиканской столице по итогам 2011 года вырос уровень загрязнения воздуха взвешенными веществами, оксидом углерода, диоксидом азота, оксидом азота, формальдегидом, сероводородом. В городе металлургов Саяногорске уровень загрязнения вырос по всем пунктам за исключением разве что показателя диоксида серы и оксида углерода. В городе угольщиков Черногорске примерно такая же невеселая картина. Особое беспокойство вызывает такая отрава, как бенз(а)пирен – мощнейший канцероген, из-за которого возникают онкологические заболевания. В Саяногорске показатель этой убийственной субстанции в воздухе составляет почти 2 ПДК (предельно допустимые концентрации); в Абакане – 2,4 ПДК, а в Черногорске – более 5 ПДК.
Из-за чего это происходит? В Хакасии функционируют около шестисот предприятий, официально считающихся источниками загрязнения атмосферного воздуха. Другими словами, на каждую тысячу аборигенов приходится более одного стационарного промышленного объекта, который не только штампует продукцию, производит электроэнергию, тепло, выдает на-гора уголь и т.д., но и своей кипучей производственной деятельностью негативно влияет на окружающую среду.
В том же Саяногорске и его окрестностях воздух, почва, вода, вероятно, благодаря расположенным здесь конторам цветной металлургии, загажена до предела. Черная металлургия – это не только добытая в Абазе и Тее железная руда, но и неочищенные от взвешенных веществ, различной химии и нефтепродуктов сточные воды. Особо нехорошо влияет на состояние воздуха краса и гордость хакасской экономики – топливная промышленность. Уголь и углесодержащие породы – штуки, склонные к самовозгоранию, что приводит к постоянным эндогенным пожарам породных отвалов. Санитарные врачи считают, что высокое загрязнение воздуха Абакано-Черногорского промышленного узла бенз(а)пиреном является следствием не столько большого количества автотранспорта и печного отопления частного сектора, а выбросами горящих отвалов угледобывающих предприятий.
Почва и подземные воды, благодаря индустриализации, чище не становятся. В республике насчитывается более 230 объектов нефтепродуктового обеспечения. Большая их часть расположена как раз-таки в Абакано-Черногорском промузле. Между тем мониторинг ведется примерно в половине из имеющихся нефтеточек. И на большинстве объектов обнаруживается загрязнение геологической среды нефтепродуктами.
Хворая Хакасия
Не будем утверждать, что показатели здоровья населения Хакасии целиком зависят от состояния окружающей среды. Выяснить причинно-следственную связь могли бы специальные исследования по этому поводу. Но их, увы, в нашем регионе никогда не проводилось то ли из-за нехватки финансов на это дело, то ли потому, что заниматься такой морокой в нашей стране вообще не принято. Так что ограничимся констатацией фактов.
Несмотря на заверения местных властей, что демографическая ситуация улучшается, здесь имеется немало вопросов. Вот, скажем, показатель детской смертности. В 2011 году в республике умерло 74 ребенка в возрасте до одного года, тогда как в 2010-м этот печальный показатель был – 68. Среди причин, из-за которых младенцы погибали, более 21,5% – врожденные аномалии, почти 10% – болезни органов дыхания. Показатели детской смертности выросли в два и более раза в Черногорске, Усть-Абаканском, Бейском, Боградском районах.
В возрасте от года до четырнадцати лет в Хакасии в 2011-м умерло 30 детей. Большая их часть (63%) скончалась не от несчастных случаев, а от заболеваний. Результаты углубленных медицинских осмотров школьников, проведенных в прошлом году, свидетельствуют, что состояние здоровья маленьких жителей региона, мягко говоря, хлипкое. К 1-й группе (то есть здоровые) были отнесены лишь 14% осмотренных школяров. Ко 2-й группе (Здоровье с морфофункциональными отклонениями или, как ее еще называют, "группа риска") были причислены 67% учащихся. К 3-й группе (больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации) – 17,6% учащихся. То есть подростков-"хроников" в Хакасии больше, чем здоровых.
Чем конкретно чаще всего болеют дети на территории Хакасско-Минусинской котловины? На протяжении долгих лет первую строчку в структуре заболеваемости мальчишек и девчонок в возрасте до четырнадцати лет занимают болезни органов дыхания (в 2011 году – почти 46,5%). Получше показатель у подростков от 15 до 17 лет (30,1%), но и он заставляет задуматься, отчего так происходит.
Нехорошее первое место по уровню заболеваемости ребятишек занимает Саяногорск. На втором месте расположился другой хакасский город цветной металлургии – Сорск. Последующие места занимают Аскизский район, Абакан и Черногорск.
Взрослые обитатели Хакасии тоже не блещут отличным состоянием здоровья. Как и у детей и подростков, первое место в структуре заболеваемости (почти 30%) занимают болезни органов дыхания. Если сравнивать с предыдущими годами, то в 2011-м произошел рост количества хворающих онкологией, психическими расстройствами, болезнями нервной системы, костно-мышечной системы, болезнями эндокринной системы и т.д. Это то, что мы имеем на сегодняшний день. А что будет завтра?
Опасен не только кремниевый завод
Судя по реляциям Серого дома, уже в самом обозримом будущем в окрестностях Черногорска, Усть-Абакана, Белого Яра и республиканской столицы могут появиться десятки новых предприятий. Можно предположить, что, несмотря на несомненную социально-экономическую лепоту, от их деятельности будет не только польза. Например, согласно санитарным нормам и правилам, такие промышленные организации, как производство асфальтобетона, отнесены ко второму классу опасности. А только в одном Алтайском районе предусмотрены к реализации сразу три подобных проекта.
Если посмотреть на "Схему территориального планирования Хакасии", то здесь полно планов, отнесенных СНиПом примерно к такому же уровню теоретических угроз, что и канувший, благодаря общественности, в Лету проект строительства кремниевого завода в Абакане. Скажем, строительство обогатительной фабрики близ Черногорска мощностью до 6 млн. тонн по санитарным нормам отнесено к первому классу опасности. Возведение нефтеперерабатывающего завода в Аскизском районе тоже имеет первый класс опасности. Аналогичный статус может быть присвоен проекту освоения нефтегазового месторождения в Алтайском районе, строительству свинцового завода в Сорске и т.д.
Едва ли улучшат качество атмосферного воздуха такие планирующиеся предприятия, как цементные заводы в Боградском и Бейском районах, близ Хабзасского месторождения карбонатного сырья, организация производства фосфорных удобрений на Обладжанском месторождении фосфоритов.
В той же схеме территориального планирования имеется перечень объектов капитального строительства с примерными показателями увеличения выбросов в атмосферу. Например, строительство 4-го энергоблока Абаканской ТЭЦ, по прогнозу, увеличит выбросы такой химии, как диоксиды серы и азота, оксиды углерода и взвешенные вещества, на 2-3 тыс. тонн. Строительство газогенераторных установок в Алтайском районе может привести к выбросам бенз(а)пирена и диоксида азота в 1-2 тыс. тонн. Возведение нефтеперерабатывающего завода в Аскизском районе теоретически чревато выбросами в объеме 1-2 тыс. тонн. На такое же количество могут увеличиться выбросы в связи с развитием имеющихся угольных разрезов и т.д.
Вообще, любая штука из уже заявленных местными властями грандиозных планов имеет и оборотную сторону. Скажем, развитие абаканского аэропорта – мероприятие архиважное. Без авиасообщения никакая территория бурно развиваться не может. С другой стороны, место расположения воздушных ворот Хакасии нельзя назвать идеальным. Аэропорт находится совсем рядом с городом, и это (учитывая его шумность, выбросы от двигателей самолетов), наверное, нельзя назвать несомненным плюсом. Вероятно, не совсем довольны соседством с таким объектом жители поселка Калинино. Дома некоторых сельчан находятся буквально в нескольких десятках метров от взлетно-посадочной полосы. Ладно, сейчас здесь немного самолетов садится и взлетает. А как будут чувствовать себя люди, если аэропорт, согласно планам держателя основной доли акций предприятия, превратится в бурно развивающийся аэродром, взлетка которого будет постоянно занята взлетающими/садящимися лайнерами? Возрастет уровень и без того чрезмерного шума, увеличатся выбросы...
Остается добавить, что строительство новых предприятий и реконструкция уже существующих – процесс неизбежный и даже, на взгляд скептиков, необходимый. Без этого нет прогресса, нет развития региона. Просто при этом надо помнить, что за все в этом мире необходимо платить. Посему сделаем очень вероятный прогноз. Если Хакасия благодаря бурно развивающейся экономике действительно сможет к 2017 году обходиться без дотаций федерального центра, это не значит, что исчезнут все проблемы. Несомненно, экологическая обстановка станет еще тревожнее. У населения республики, если и улучшится состояние здоровья, то не из-за замечательной окружающей среды, а по причине того, что из-за возросших заработных плат на хорошие лекарства можно будет тратить большие суммы, чем сейчас.