В ЭТОМ - СЕКРЕТ УСПЕХА Выпущены вкуснейшие конфеты - но они почему-то никем не раскупаются.... Налажен выпуск уникальнейших по своим потребительским качествах кухонных плит - но неизвестно по какой причине домохозяйки обходят это «чудо техники» стороной.... В аптеке, не взирая на затраты фирмы-производителя, выпущенные в цехах нового предприятия витамины упорно никто не замечает.... Все понятно : что-то не сложилось у производителей всех вышеперечисленных товаров с Ее Величеством Рекламой. Но люди бывалые, те кто в продвижении товаров тех или иных торговых марок, как говорится, собаку съели, советуют смотреть в корень : не в рекламе вовсе дело, в пи-аре. Это новомодное словосочетание - ключ к разрешению всех проблем товаропроизводителей. PR является важнейшей стороной деятельности любой компании, предприятия или организации, поскольку посредством Public Relations обеспечиваются долгосрочные, взаимовыгодные отношения с различными видами общественности: СМИ, конечными потребителями, поставщиками и партнерами, конкурентами и коллегами по бизнесу, собственными сотрудниками, органами государственной власти, общественными организациями, местными жителями. Цель PR - взаимопонимание организации и ее общественности, что способствует, с одной стороны, успешному развитию организации, с другой стороны - осведомленности различных групп общественности. В результате профессионально спланированных, а затем реализованных PR, потребитель совершает свой выбор сознательно, а производитель или поставщик заботится о повышении уровня жизни и безопасности потребителя. Валерий Курейко, директор по развитию бизнеса известного в Украине центра PR консалтинга Publicity Creating на пресс-конференции «Коммерческие PR в Украине : новый виток развития» по этому поводу выразился так : "2002 год стал решающим для украинского рынка PR - произошло его отделение от рекламного рынка. Этому процессу предшествовал этап зарождения и формирования украинских PR как самостоятельного вида деятельности. Зародившись в конце 90-х годов в недрах рынка рекламных услуг, на стыке имиджево-информационной рекламы, журналистики, выставочной деятельности, стратегического маркетинга и менеджмент-консалтинга, украинские Public Relations в настоящее время представляют собой отдельное направление в деятельности субъектов коммерческой и некоммерческой среды. По оценкам Publicity Creating, ежегодный прирост рынка PR составляет, в среднем, до 30% в год, потенциальная емкость - до $75 млн. ежегодно. По приблизительным оценкам агентства, количество PR-менеджеров в Украине насчитывает более 3 тысяч человек, а количество компаний, нуждающихся в PR-услугах, составляет около 10.000. В ходе исследования, проведенного Publicity Creating в июле этого года, было опрошено 922 компании из 6 направлений бизнеса. Вопросы были адресованы руководителям компаний, руководителям маркетинговых подразделений компаний и PR-менеджерам. Более 75% опрошенных выразили заинтересованность в PR-услугах для решения различных целей своих организаций. По сравнению с 1999 и 2000 годами, когда Publicity Creating проводились аналогичные опросы, ситуация резко изменилась - тогда заинтересованность в PR-услугах выражало не более 25% и 40% опрошенных, соответственно. Если в 2000 году штатные сотрудники, которые отвечают за направление PR, составляли 20% всех опрошенных, то в ходе последнего исследования выявлено, что такие сотрудники составляют более 40% опрошенных.» От себя заметим : рост заинтересованности в Public Relations обусловлен, прежде всего, развитием украинского рынка. Насыщение многих сегментов рынка товарами, усиление конкуренции, повышение требований потребителей, с одной стороны, и отсутствие существенного роста платежеспособности населения, с другой - все это диктует переход к различным формам неценовой конкуренции. В этой ситуации, Public Relations, в отличие от прямой рекламы является более эффективным инструментом продвижения компаний, торговых марок, товаров и услуг. Для компаний, которые рассчитывают работать на рынке десятки лет, формирование положительной репутации выходит на первый план. Из всех видов PR в Украине наиболее развит коммерческий и политический PR. Если становленню политических PR в немалой степени способствовали неоднократные предвыборные кампании, прошедшие за последние 5 лет, то коммерческие PR развивались "снизу", отвечая на запросы самого рынка и его потребностей. Сегодня можно с уверенностью сказать, что коммерческий PR не был "завезен" в Украину и существует, опираясь на объективную необходимость в формировании репутации коммерческих структур различного масштаба и рода деятельности. Сегодня можно говорить о новом витке развития коммерческих PR - это, прежде всего, связано с заинтересованностью украинских производителей в активном продвижении своих торговых марок, продукции, услуг, а также в целях формирования инвестиционной привлекательности украинских компаний и предприятий. Не случайно, в этом году наиболее дальновидные компании начали проводить отдельные тендеры на PR, не смешивая в рамках одного конкурса такие различные направления как реклама и PR, маркетинг и PR, BTL и PR. Многие компании осознали, что в силу специфики деятельности, прямая реклама им просто не нужна. Это относится к дистрибьюторам, узкоспециализированным компаниям (полиграфическое, медицинское, отопительное оборудование, программное обеспечение, финансовый аудит), а также компаниям, которые являются поставщиками продукции или услуг для ограниченной, целевой аудитории потребителей. С другой стороны, на массовых рынках (продукты питания, предметы личной гигиены, алкогольные напитки, строительные материалы, автомобили среднего класса, бытовая техника) наблюдается острая конкуренция и методами прямой рекламы компания не добивается ожидаемого эффекта. Стратегическое продвижение торговых марок на массовых рынках сегодня уже невозможно без PR-технологий. Субъекты рынка начинают понимать, что отдельными мероприятиями или разовыми всплесками активности нельзя добиться стратегических целей в области PR - необходим комплекс усилий, которым является комплексная программа PR-продвижения, разработанная и воплощенная в жизнь специалистами. В 2003 году рынок PR получит дальнейшее развитие. Начнется структуризация среди рекламных агентств, что приведет к появлению новых специализированных PR-агентств. Возможно, на рынок Украины выйдут новые представительства сетевых PR—агентств. Потенциальный объем рынка останется тот же, а вот реальный объем вложений возрастет не менее чем на 20%, по сравнению с 2001 годом, что составит около $8 млн. Сергей Комиссаров, собкор «ВУ» столичному региону. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru