3 июля Хакасия, как самостоятельный субъект Российской Федерации, отметила 21-й день рождения. И отметила, так сказать, театрально. В этот день стартовал, пожалуй, самый мощный культурный проект в новейшей истории республики – VII Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол "ЧИР ЧАЙААН".
В свободном плавании хакасский регион уже более двух десятков лет, но помогло ли это нашей республике стать узнаваемой? О бонусах регионального статуса рассуждают наши респонденты.
Иван МИТРОХИН, менеджер:
– Вы знаете, республика имеет полное право быть отдельным регионом в составе России. Благодаря богатой истории и культуре малочисленного народа, проживающего на ее территории, Хакасия вполне заслужила право быть не аппендиксом Красноярского края, а самостоятельным регионом со своим самоуправлением и стратегией развития. За последние 20 лет мы не стали богаче, да. Зато и правительство, и муниципалитеты, и простые граждане теперь сознательно или подсознательно поняли, чем мы можем взять. А взять мы можем развитием туризма, культуры и спорта. Мне кажется, за последние 10 лет (90-е в расчет не берем) в этом направлении сделаны серьезные шаги. В это вкладываются немалые деньги. Для примера – "Чир Чайаан", Тун Пайрам, историко-культурный форум, приезд звезд мировой оперной сцены и т.д. Да, на это уходят колоссальные деньги, многих это тревожит. Однако во всяком деле нужно сперва конкретно вложиться, чтобы потом пошла отдача. К этому нужно относиться с пониманием. Как только подтянем туризм, Спорт и культуру, так сразу вокруг этих трех китов начнет развиваться инфраструктура. А там вытянем и остальные сферы. Нас уже многие знают. Со временем узнают еще больше.
Иван МАНАНКИН, ведущий новостей телеканала РТС:
– Часто бывая в западной части России, представляясь и отвечая на вопрос: "Вы откуда?" – с гордостью говорю: "Из Сибири, из Хакасии, из Абакана". Раньше у многих это вызывало недоумение: "А разве, Хакасия и Абакан – это не Северный Кавказ?" Теперь же таких вопросов практически нет. Хакасию знают. Слышали. Были. В первую очередь, конечно, "узнаваемости" республике добавили отнюдь не приятные моменты, не будем их вспоминать, однако и повышающаяся год от года мобильность, миграция жителей страны тоже дают известность нашей республике. Бизнес, промышленность в Хакасии развиваются, поэтому и известность приходит. Кроме того, удачные выступления спортсменов и артистов из Хакасии за пределами республики дают определенные бонусы. Хакасские продукты – это также наша визитная карточка. Конечно, хотелось бы большего, чтобы Хакасию в России узнавали не только за счет не очень приятных событий.
Алена ТАМАРОВСКАЯ, филолог:
– Я думаю, что для республики 21 год – не самая значительная дата, чтобы сделать вывод, что Хакасия узнаваема. Мне кажется, мы только на подъеме развития. В общем-то, как и страна в целом – имею в виду Российскую Федерацию, появившуюся после распада СССР. Из каких-то конкретных достопримечательностей, "символов Хакасии", которые влияют на нашу узнаваемость в России, могу, наверное, назвать только СШ ГЭС . Хотя тут тоже зависит от человека. Может, кому-то что-то другое в большей степени скажет о Хакасии. Но по моему опыту общения с людьми из других регионов могу заключить, что о нашей республике им практически ничего не известно.
Григорий КУЛИКОВ, юрист:
– Ничего хорошего в обособлении Хакасии я не наблюдаю, хотя, возможно, есть положительные моменты. Статус субъекта у нас выше, чем раньше. Отрицательных моментов много. Не знаю, как вы, а я почти всю Хакасию объездил и юг Красноярского края. Деревня вся разрушена наглухо, народ спился, приличная молодежь разъехалась по крупным городам, остальные – спились. Зато Абакан стал красивее, чем раньше, но это напоминает мне пир во время чумы.
Павел ЧУРАКОВ, менеджер по туризму:
– Как работник турфирмы, я могу сказать, что республика стала узнаваемой за счет озер – в летнее время там такой интернационал! – и окружающих их достопримечательностей! Ну и, конечно, печально известная авария на СШ ГЭС, но это, скорее, дурная слава. А вообще, мне трудно сказать, чем Хакасия в корне отличается от остальных провинций, яркого бренда пока нет. Вернее есть – Хакасия – теплая Сибирь, но об этом пока мало кто знает. Все впереди!
Ширван АВЕТИСЯН, музыкант:
– К сожалению, ни разу не удалось попасть на День республики! Обычно я в это время на раскопках. Что делает Хакасию узнаваемой? Озера Шира, Беле, божественная природа! Салбыкский курган, Катанов, пещеры, степи, горы, тайга, реки, народ замечательный своей историей, религией и обычаями.
Ксения БРУСИЛОВСКАЯ, визажист:
– Стала ли Хакасия узнаваемой? Точно нет! Когда говорю москвичам и питерцам, где живу, все уточняют, где это. Ну вот после аварии на СШ ГЭС немного более узнаваемой стала республика, и это печально.
Павел ГАВРИЛЕНКО, индивидуальный предприниматель:
– Нашу республику знали и знают только благодаря достопримечательностям вроде СШ ГЭС и Салбыкского кургана, и ее обособление мне кажется никак на это не повлияло. С учетом того, как живут люди в Красноярском крае и у нас, я, пожалуй, предпочту Красноярск Абакану. Так что не думаю, что было бы хуже, если бы мы входили в состав Красноярского края.
Александр, 29 лет, предприниматель:
– Что делает Хакасию узнаваемой? Лариса – статуя на въезде, Туимский провал, талган. Что нам дает статус республики? У нас ниже оплачиваются строительные работы, если не ошибаюсь. Зато живем в столице. Возможно, благодаря статусу столицы Абакан имеет более насыщенную культурную жизнь. О! Альбертыч у нас есть!