Кошелек, ловкость рук и, конечно же, никакого обмана – вот единственная (причем на все времена) составляющая мошеннического бизнеса в стране. Только сегодня вместо выбритых наголо мужиков в спортивных костюмах все чаще "орудуют" этакие "одуванчики". Они же – корыстные и безжалостные существа, готовые пойти против закона даже ради небольшой наживы.
Долг за долг
Одним весенним днем Александру срочно понадобилось купить новую SIM-карту. Дойти до офиса любимого оператора не было времени. К тому же неблизок был и дилерский центр. В общем, не купил бы мужчина важный элемент для связи, если бы на оживленном перекрестке ему не попался промоутер.
Уличный продавец – милая девушка за передвижной стойкой одного из мобильных операторов связи – пыталась "сбывать" симки. Судя по ее скучающему лицу, торговля шла не ахти как. Желающих оставить у нее свои деньги и на горизонте видно не было. Собственно, этот факт не мог не обрадовать Александра, который, не раздумывая, отправился к лотку, не мешкая, выбрал оптимальный тариф и протянул улыбающейся особе паспорт. Спустя пару минут маленький элемент для связи был уже внутри телефона.
– Откровенно говоря, такой быстрой покупке в тот момент я был рад, – вспоминает мужчина. – В очереди стоять не пришлось. Да и порадовало то, что за подключение я заплатил меньше, чем пришлось бы выложить в салоне сотовой связи.
Возможно, через несколько дней он и забыл бы о своем тогда еще счастливом приобретении, если бы не смс-сообщение со следующим содержанием: "Здравствуйте! Сообщаем о переносе ХХХ рубля для погашения долга на другом номере, оформленном на Вас. Долг погашен полностью. Подробнее 0ХXX".
В первые минуты Александр был удивлен и ошарашен таким поворотом событий. Ведь он не то, что не понимал, откуда взялся долг, но даже не подозревал о существовании еще одного номера, якобы принадлежащего ему. Не теряя времени, он позвонил оператору, который и объяснил, что это не ошибка. Действительно, деньги были сняты в счет уплаты долга на второй симке, которая все-таки оказалась оформлена на его паспортные данные.
Конечно, можно было предположить, что Александр приобретал карту для кого-то из родственников очень давно (поэтому и запамятовал), если бы не одно "но" – симка оказалась "куплена" в тот же день, что и та, которую он недавно оформил на улице.
– Ничего подобного раньше со мной не происходило. К тому же услугами этого оператора связи я пользуюсь с 2008 года, – констатирует он. – А этот инцидент для меня оказался крайне неприятным и подорвал мое прежнее доверие к этой фирме.
Одна или две?
Какая разница?
Впрочем, гадать, откуда взялся второй номер, долго не приходится. В последние годы, по словам сотрудников одного из ведущих в Хакасии операторов сотовой связи, с похожей проблемой столкнулись десятки абонентов. Поэтому наученные горьким опытом, не многие спешат за симками (даже бесплатными) к менеджерам, "орудующим" на улице.
Для тех, кто не в курсе, поясним – структура сотового бизнеса в стране, как правило, состоит из двух уровней. На первом – компании, создающие саму сеть, а на втором – дилеры – крупные фирмы, заключившие с оператором соглашение. Конечно же, у самого оператора есть пункты продаж, но практика показывает, что дилерская сеть имеет намного больше "точек".
Дилером может стать практически любой предприниматель, устраивающий компанию. Он на законных условиях покупает SIM-карты оператора и продает их, как в салонах, так и на улице. Главное требование – они должны быть оформлены на конкретного человека. Собственно, для этого и требуют с нас паспорт.
Продажа карт – это не реализация продуктов питания, которые люди покупают почти каждый день. Многие пользуются одной симкой до тех пор, пока она по каким-то причинам не выйдет из строя или тариф не начнет "кусаться". Но, в любом случае, на это уходит не один год.
Вот и вынуждены продавцы-дилеры выкручиваться, как только могут. Одни проводят акции, типа купи одну карту, а вторую получишь бесплатно, другие реализуют их со сниженной ценой. Но, несмотря на все эти усилия, поток клиентов далеко не такой, как хотелось бы фирме-посреднику.
В общем, от всего этого страдает продавец, который и в дождь, и в снег, и в зной, и в холод пытается заработать себе на хлеб любыми способами, даже не совсем законными. О том, как именно это происходит, нашему журналисту рассказала Анастасия, которая несколько месяцев назад пыталась подзаработать продажей SIM-карт на улице. По ее словам, зарплата начисляется согласно количеству проданного товара. Вот поэтому и вынуждены они выкручиваться, как могут. И для того, чтобы получить побольше денег за этот неблагодарный труд, они вписывают паспортные данные немногих клиентов в чистые договоры. А что касается подписи – ее нетрудно и подделать. В крайнем случае, ставят какую-нибудь незамысловатую закорючку. Ведь досконально сверять никто не будет.
Что касается симки, то ее горе-продавцы оставляют либо себе, либо отдают кому-то из знакомых.
В такую продуманную схему и влип Александр. Вероятно, он никогда бы и не узнал о существовании второй карты, если бы не "добросовестный" пользователь, "загнавший" ее в долги.
– А вдруг с этого номера кто-то бы позвонил и сообщил о бомбе? Или попала бы она в руки террористам или другим плохим людям? – задается вопросом потерпевший. – Возможно, вам покажется, что я преувеличиваю, но так вполне может быть. И что я тогда должен делать? Разве я смогу что-либо потом доказать?
Не первый
и далеко не последний
Чтобы Александру не платить больше за "того парня", он решил заблокировать злосчастный номер. В одном из офисов продаж, куда мы с ним пришли, менеджеры даже не удивились его рассказу. Как они пояснили, такие случаи давно перестали быть из ряда вон выходящими. В общем, Александр не первый и не последний.
Чтобы окончательно разобраться в случившемся и наказать виновных, мужчине предложили письменно отказаться от факта якобы подписанного им договора, который в течение двух месяцев будет рассмотрен службой безопасности. В двух словах все это происходит так: если с "мошеннической симки" не поступало звонков ни на один из номеров, с которыми регулярно созванивается Александр, его права на этот телефонный номер аннулируются. Также будет проверен договор, а если точнее – подпись владельца. В общем, если "потерпевший" окажется все-таки не при делах, списанную сумму возвратят. Дальше уже оператор будет разбираться с оплошавшим дилером. Что касается сотрудника, проводившего махинации с договором, то его, как правило, увольняют.