Вспомните картинки на упаковках чипсов, сухариков и других аналогичных продуктов: под надписью «со вкусом сыра» традиционно красуется аппетитный кусочек чеддера, «аромат икры» иллюстрирует богатая россыпь красной икры... Но суть в том, что этих деликатесов в самих продуктах нет и в помине. Чем же потчуют доверчивых покупателей лукавые производители?
Заставить нас, доверчивых потребителей, купить именно этот товар, а не тот, довольно просто. Способов это сделать действительно море, причем включаются они на самых разных этапах продажи.
Ну а мы легко «клюем» на рекламные пометки на упаковке вроде: «Вдвое больше витаминов!» или «Натуральный источник белка!». И не задумываемся над тем, что натуральных источников белка в природе еще десятки и десятки, а «вдвое больше» по сравнению с чем?
Производители сдабривают продукты ароматизаторами и «улучшителями вкуса», чтобы булочки были порумянее, а мясной фарш хотя бы внешне напоминал мясо. Продавцы подкладывают плохо продаваемые или самые дорогие товары на кассу. Приводить примеры подобных нехитрых уловок можно до бесконечности.
Это и растительное масло с пометкой «без холестерина», в котором по природе его быть не может. Шампуни и кремы «с витаминным комплексом» — хотя последние через кожу и уж тем более через волосы не всасываются.
И «источник клетчатки», которым провозглашается та или иная марка хлеба, тогда как любой черный хлеб является также таковым; и, наконец, ставшие популярными по известной причине «постные продукты».
Например, «постный батон», гордо носящий соответствующую пометку на цветастой упаковке; а рядом его собратья-конкуренты с идентичной рецептурой, в которую не входят животные продукты, скромно молчат о своей постности.
Все подобные трюки, впрочем, легко раскусить, если, перед тем как отправить очередной витаминный хлеб к себе в корзину, немного задуматься.
Этим занялся комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству, который разработал новый технический регламент на пищевую продукцию, а именно на ее маркировку. Документ обязывает производителей отказаться от пометок типа «источник того-то», «низкокалорийный», «улучшает пищеварение» и т.п. А кроме того — запретит рисовать на упаковке то, чего в ней на самом деле нет. Например, крабового мяса в составе крабовых палочек вы никогда не найдете. Их делают из рыбного филе — и честно пишут об этом, хотя и мелкими буквами. Возникает закономерный вопрос: почему бы не сменить сразу название?
Другой пример — изображения на чипсах, сухариках и других снеках. Никаких красующихся на упаковке деликатесов — красной икры, сыра, шашлыка с дымком — в самих продуктах нет и в помине. А их добывают не из натурального сырья, а путем добавления различных Е, типа глютамата натрия, и «ароматизаторов, идентичных натуральным».
Надзор за производством продуктов питания — дело, безусловно, благое. Особенно на фоне того, что с некоторых пор в России отменена их обязательная сертификация. Но сложность различных законодательных ограничений состоит в том, что, чтобы закон работал, он должен досконально охватывать все возможные случаи его нарушения, то есть четко и понятными словами описать абсолютно все, что нельзя.
А это не так просто, как кажется. Если дать всеобъемлющее, но пространное описание запретов и разрешений, найдутся хитрецы, которые тут же поймут, как его обойти. А если рубить с плеча и запретить вообще все, недалеко будет и до абсурда. В этом случае чуть ли не каждому второму производителю в нашей стране придется провести масштабный рестайлинг — изменение внешнего вида бренда.
Вспомните хотя бы, как выглядит типичный пакет молока: тут вам либо голова коровы, либо какой-нибудь молочник, либо улыбающаяся бабушка, буквально воплощение детских воспоминаний о деревенской жизни и вкусностях. Понятное дело, молоко в таком пакете отнюдь не парное, но и в пропаганде каннибализма бедных фабрикантов вряд ли можно обвинить. В самом деле, что же рисовать на молочной упаковке — сплошную белую массу?
Ну а детское питание? Прощайте пухлые младенцы и плюшевые медвежата.
Теперь на баночках пюре будут красоваться морковка и брокколи, а на готовых смесях — изображения перловки или другой крупы. С одной стороны, конечно, хорошо — лишние декоративные элементы не будут отвлекать от сути; но ведь полки магазинов превратятся в сплошную серо-коричневую массу. Неаппетитно, да и привыкшего к разноцветным упаковкам покупателя дезориентирует.
Плюс владельцы магазинов получат новое преимущество в деле вытягивания денег с поставщиков. Если раньше у какой-нибудь бэби-смеси был шанс привлечь внимание родителей хотя бы красивой картинкой, теперь выигрывать будут те, чьи коробки поставят ближе к проходу или к кассе. А за такое выгодное место надо платить...
Так что не стоит зариться на продукты, обклеенные диетическими, суперполезными, питательными, обогащенными и прочими маркировками. Если производитель вынес их на видное место этикетки, то явно не из заботы о вашем Здоровье и благосостоянии. Читайте лучше то, что спрятано сзади, мелким буквами. Из номинального состава вам сразу станет ясно, чего тут больше — «натурального белка» или крабового мяса...