27октября нынешний собственник "Абаканской горной компании" (бывшая шахта "Енисейская) – холдинг "Мабиллард" (зарегистрированный в офшорной зоне – в Коста-Рике) – уволил всех оставшихся на предприятии 54 шахтеров. А 29 октября остановил водоотлив из подземных горизонтов "Енисейской". В 13.40 по местному времени все подземные насосы были обесточены, и шахта стала заполняться водой. 1 ноября процесс затопления "Енисейской" стал необратим. В результате Черногорск потерял угольное предприятие, увеличил армию безработных и приобрел еще одну серьезную проблему – возможное подтопление нескольких жилых кварталов. Хакасия же в целом потеряла 116 млн. тонн угля – именно столько составляют суммарные запасы топлива затопляемой шахты.
На сегодняшний день уже полностью затоплены выработки одного из трех подземных горизонтов шахты – по состоянию на 3 ноября вода находилась на отметке 127 метров – это нижний третий горизонт (то есть не затопленными пока остаются выработки еще двух подземных горизонтов бывшей "Енисейской"). Об этом нам сообщил бывший председатель профкома "Енисейской" Александр Атюков. Сколько продлится полное затопление шахты – никто не знает. Под воду должны уйти все 62 км горных выработок "Енисейской". По данным исполнительного директора предприятия Александра Лощева, этот процесс растянется на два года (точнее – один год и восемь месяцев). По данным же, озвученным "ШАНСУ" Александром Атюковым, километраж имеющихся подземных выработок шахты по факту вполовину меньше (перемычки поставлены в местах, где долгое время бушевал подземный пожар), а значит, и шахту затопит гораздо быстрее прогнозируемого. Вполне возможно, что это может случиться уже через год, а то и раньше. После этого начнется проседание грунта, шахтные воды постепенно начнут подпирать, ища выхода на поверхность, в результате чего существует реальная опасность подтопления жилых кварталов Черногорска, конкретно – 9-го поселка и микрорайона Аэродромный. Как раз по этой причине 1 октября Черногорский городской суд отказался приостановить деятельность шахты, ограничившись штрафом ее руководства за нарушение техники безопасности ведения подземных работ.
Тем не менее, это не помешало тому же самому руководству самолично поставить крест на угольном предприятии. Причем речь в данном случае идет не о "консервации", а именно об оставлении шахты на авось.
В идеале при закрытии шахты все работы должны производиться согласно технической документации, где четко указано, что нужно сделать, чтобы отработанные пустоты в дальнейшем никого не беспокоили. Однако в случае с "Енисейской" этого не сделано. У руководства предприятия нет даже соответствующего проекта "консервации". Хозяева "Енисейской", прикрывшись банкротством, не стали его заказывать, так как разработка такого проекта стоит от 6 до 12 млн. рублей. Более того, по правилам, отработанные шахты должны заполняться гидрозакладочной смесью, в состав которой входят песок, вода и граншлак. Смесь доводится до состояния пульпы и закачивается в отработанные пустоты по трубам. Вода постепенно уходит в грунт, а твердые фракции схватываются, как бетон, почти до гранитной прочности. Делаться это должно за счет собственника шахты. Но, если у него нет денег даже на проект, то, само собой, нет и на консервацию по существующим правилам. Неизвестно даже, сможет ли собственник за свой счет хотя бы завалить пока все еще открытые шурфы утонувшей шахты простенькой 3-5-метровой перемычкой из горной породы. Следовательно, на устранение нежелательных последствий поспешного закрытия "Енисейской" – в частности, надежной консервации шурфов шахты (дабы не травмировались охотники за металлом), восстановление инженерной инфраструктуры города угольщиков, например, находящихся в отвратительном состоянии водоводов, а также на рекультивацию нарушенных шахтой земель – будет вынуждено вкладываться государство.
По планам правительства России, в ходе реструктуризации угольной отрасли страны до 2012 года будет закрыто 10 угольных шахт. Но шахты "Енисейской" в этом списке нет, значит, и средств на ее закрытие в бюджете не заложено. Так что кто именно заплатит по ликвидационным счетам – непонятно.
Могильщики бывшей шахты "Енисейская" известны – это владелец холдинга "Мобиллард" гражданин Израиля Эран Форман, по телефону из Москвы отдавший приказ о выключении подземных насосов водоотлива конкурсному управляющему Анатолию Петренко и исполнительному директору шахты Александру Лощеву. В итоге под землей и водой остались не только неосвоенные угольные пласты, но и большая часть имущества предприятия, которое было подготовлено на продажу единым лотом, оцененным в 15 млн. рублей, торги по которому должны были состояться 10 ноября текущего года. По словам Александра Атюкова, речь идет о части горного оборудования, рельсах, вагонетках, кабельном хозяйстве, нескольких тоннах цемента, кирпича и многом другом. Причем отвечать за это теперь никому не придется – проверить, есть ли в наличии указанное имущество или давно уже нет, никто не сможет – ведь все утонуло. Тем временем руководство шахты-банкрота заявило уволенным горнякам, что из-за отсутствия денежных средств на счетах предприятия не сможет выплатить им выходное пособие. Горняки возмущены. Долги по заработной плате, которые составляли порядка 3 млн. рублей, им выплатили на прошлой неделе при расчете. А выходное пособие, получается, придется "простить"?
По данным Александра Атюкова, средства на выплату выходного пособия у хозяев горемычной шахты должны быть. Недавно "Мобиллард" продала за 5 млн. рублей обогатительную фабрику "Енисейской". В настоящий момент ее режут на металлолом. Из вырученных средств 3 млн. рублей ушли на расчет с горняками и 2 млн. рублей остались у собственника имущественного комплекса угольного предприятия. То есть у Формана.
В прокуратуре Черногорска Атюкову сказали, что собственники могут распоряжаться этими 2 млн. рублей как им заблагорассудится, и совсем не обязательно, что этими деньгами рассчитаются с уволенными рабочими.
А еще раньше шахтерам сказали, что только собственник мог решать – топить ему шахту или нет. "Выходит, – говорят горняки, – ни надзорные, ни властные органы в нашей республике вообще ни на что повлиять не могут? И любой собственник – пусть даже из Израиля или Коста-Рики, может делать в Хакасии все что угодно?!"
Действительно, более чем странным в указанной связи кажется позиция властей. 1 ноября муниципальные власти поспешили успокоить черногорцев, заверив их через местные СМИ в том, что никакого подтопления города ожидать не следует. Власти же республики, как выясняется, вообще не знали о начале затопления шахты, хотя в последние пару месяцев сами же открыто лоббировали именно такое решение проблем "Енисейской". И теперь хранят гробовое молчание, как будто шахту топят не в Черногорске, а в Коста-Рике.
28 октября горняки бывшей "Енисейской" сообщили об угрозе затопления шахты сенатору от Хакасии Валентине Петренко. Как нам рассказали рабочие, на тот момент в шахте работало всего два насоса (из четырех), которые уже не справлялись с прибывавшими подземными водами. Валентина Петренко сообщила об этом главе республики Владимиру Зимину, но тот, сославшись на Александра Лощева, опроверг информацию горняков, сказав, что "никто шахту не топит, водоотлив работает в штатном режиме". Как видим, информация, которой обладали шахтеры, оказалась гораздо точнее той, что располагал главный чиновник региона.