Необходимость опубликования данной статьи вызвана постоянными ложными публикациями и выступлениями в СМИ директора ООО «Сады Бердянска» Е. Харченко по отношению к бывшему руководству и специалистам агрокомбината «Азовский».
Эти выступления вызваны либо неосведомленностью, либо элементарной некомпетентностью. Но ни то, ни другое не дает права поливать других людей грязью. Нужно отметить, что причиной банкротства в свое время агрокомбината «Азовский» явились не сами специалисты и руководители предприятия, а ситуация в стране. Во-первых, после гибели многолетних насаждений (садов и виноградников), которые являлись основным источником прибыли агрокомбината, государство не выделяло средств в необходимом количестве для восстановления садов и виноградников. Закон о сборе на развитие тогда еще не работал в полном объёме, средства выделялись только на саженцы.
Во-вторых, свою негативную роль сыграло разделение агрокомбината на две части: непосредственно на агрокомбинат, занимавшийся сельским хозяйством, и винзавод – перерабатывающую промышленность. Впоследствии это разделение пагубно сказалось как на одном, так и на другом предприятии.
В-третьих, свою роль сыграл вывод «Азовского» из списков предприятий, не подлежащих приватизации.
Ну и, в-четвертых, свой негатив дала сама форма приватизации. После приватизации созданный теперь уже КСП «Азовский» стал правопреемником долгов агрокомбината в сумме 6 млн. грн., т. е. не только прав, но и обязательств бывшего госпредприятия. Но земля при этом была передана в частную собственность работникам и пенсионерам в количестве 455 чел. Продолжать можно еще долго, но это самое основное. С целью сохранить целостность земель уже не предприятия, а людей, бывшее руководство приложило максимум усилий, чтобы угодья не были раздроблены на мелкие части, как произошло в большинстве колхозов страны. И это удалось. Из 455 человек с бывшим руководством осталось в КСП «Азовский» 310, а остальные создали свое фермерское хозяйство (это Скобелев, Забегай и др.), и 107 человек передали свои паи в аренду ЧП Войникову.
. Ситуация оставалась сложной – старые долги, отсутствие государственной помощи на восстановление садов и виноградников не давали выйти новому хозяйству из кризиса. В складывающейся ситуации нынешний учредитель ООО «Сады Бердянска» Е. Харченко, экономист и юрист по образованию, изучив состояние дел (проведя аудитпроверку госпредприятия а/к «Азовский») решила вложить свои средства в сумме 140 тыс. грн. и поднять производство. При этом она была хорошо осведомлена о том, что только для возрождения 200 га виноградников (это 1/7 часть мощностей из 1100 существовавших ранее и 400 га садов) необходима сумма в размере 7 млн. грн., о чем на то время свидетельствовал Бизнес план предприятия по возрождению садов и виноградников. Этот план был согласован с исполнительным комитетом г. Бердянска, а также с Запорожсадвинпромом, Укрсадвинпромом и министерством аграрной политики Украины. Даже неспециалисту было очевидно, что суммы в 140 тыс. грн. ООО «Сады Бердянска» никак бы не хватило поднять былую славу агрокомбината «Азовский». Но если, вопреки всем этим фактам, человек взялся за гуж, то не говори, что не дюж. Зачем свои промахи и объективные причины неудач перекладывать на плечи прежних руководителей, тем более, что прошло уже более 6 лет, как они ушли?
А почему уходят сегодня пайщики из ООО «Сады Бердянска»? Так причины очевидны. И в первую очередь – это выполнение условий арендных отношений, а именно: низкая арендная плата, несвоевременная ее выплата, постоянные обещания по изготовлению госактов, когда другие пайщики ЧП Вайникова их уже получили. Естественно, когда спустя 5 лет люди начали получать долгожданные акты на земельные участки, имея в багаже горький опыт взаимоотношений с ООО «Сады Бердянска», пайщики по собственной инициативе начали уходить к другому арендатору, а именно к ЧП Войникову. Потому что возглавляемое им предприятие стабильно работает, вкладывает средства в расширение производственных мощностей, не имеет задолженностей по заработной плате и арендной плате. К тому же размер арендной платы там соответствует нормам существующего законодательства. Да и отношение руководителя к пайщикам иное, не то что в «Садах Бердянска».
В «Садах Бердянска» осталось всего 76 человек и плюс паи умерших пайщиков, и на каком основании Е. Харченко обрабатывает и получает сегодня доход с земель умерших пайщиков, на которые у нее не заключен договор аренды с наследниками, непонятно. Одним словом, не прежние руководители, которые не работают уже седьмой год, а собственная бесхозяйственность настоящего руководства ООО «Сады Бердянска», неопытность ведения аграрного производства, неразумное распределение доходов от реализации продукции и явились основной причиной ухода в свое время из ООО «Сады Бердянска» специалистов и руководителя. Вы не допускали руководителя к организации хозяйственной деятельности, распределению финансовых средств. Вы даже не давали разрешения на своевременную уплату обязательных платежей, налогов и взносов в Запорожсадвинопром для развития предприятия. Что уж говорить о расчетах с поставщиками. Вы перессорились уже со всеми. А не распоряжаясь финансами и мало влияя на ход хозяйственных дел, бывший директор, просто не мог нанести убытки новому предприятию в сумме 500 тыс. грн., как Вы везде говорите.
И поскольку ни специалисты, ни руководитель не могли мириться с Вашими методами управления и хозяйствования, только поэтому эти люди, проработавшие в хозяйстве не один десяток лет (20-30 лет), вынуждены были уйти от вас. Уйти самостоятельно, а не по вашему желанию.
Вот она – правда без искажений и выкручиваний. И коль на протяжении последующих 6 лет вы наворотили дел, то сами их теперь и разгребайте, а не вините в происходящем кого-то. В заключение хотелось бы пожелать оставшимся работникам ООО «Сады Бердянска» выдержки, терпения и взаимопонимания, а пайщикам уверенности в своём выборе арендатора. Автор: Бывшие специалисты агрокомбината «Азовский» По материалам сайта http://vesvladivostok.ru