Состоялась селекторная пресс-конференция статс-секретаря, заместителя министра труда и социальной защиты РФ А. Н. Пудова и председателя Правления ПФР А. В. Дроздова. Тема конференции очень актуальна, она обсуждается по всей стране и затрагивает достаточно широкие слои населения, фактически всех будущих пенсионеров: "Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации".
Основные положения Стратегии, обсуждаемые в ходе селекторной пресс-конференции, комментирует Н. И. ФИЛИППЕНОК, начальник УПФР по Торопецкому району.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы определяет направления и задачи по обеспечению развития в Российской Федерации такой пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны, при этом она будет соответствовать международным стандартам. Основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.
Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели пенсионного обеспечения:
1-й уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования за счет страховых взносов. Она формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40% (то есть она составит 40% от заработка).
2-й уровень - корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка.
3-й уровень - частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.
Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Одним из основных направлений реализации Стратегии является совершенствование тарифно-бюджетной политики, где ключевой принцип - обязательность уплаты единого для всех категорий страхователей тарифа страховых взносов как для работодателей, так и для самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и др), самозанятое население будет платить наравне с другими.
Реформирование института досрочных пенсий включает следующие положения.
Для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов. В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.
При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.
Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах, создать систему социальных гарантий в части, касающихся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав этих работников либо установления им надбавок к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.
Для лиц, не имеющих специального стажа, работодатели могут предоставлять определенные социальные гарантии - право на корпоративную пенсию или иные гарантии и компенсации, в том числе на основании аттестации рабочего места в рамках страхования риска утраты профессиональной трудоспособности. В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки с особыми условиями труда, предлагается продлить срок действия Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.
Предполагаемая модель реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы включает:
- повышение финансовой грамотности населения;
- включение механизма личной ответственности за будущую пенсию;
- самостоятельный выбор участия в распределительной или накопительной системах;
- самостоятельный выбор страховщика;
- расширение финансовых институтов (НПФ, кредитные организации, страховые организации).
При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.
Совершенствование системы формирования пенсионных прав включает следующее положение: "Больше стаж - больше пенсия", а именно, платишь в течение 40 лет 20% от своего заработка и получаешь пенсию 40% от заработка в течение 20 лет.
Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru