Как стало известно накануне, при государственном комитете по занятости населения РХ в рамках соглашения между правительством республики и общественной палатой Хакасии о социальном партнерстве в регионе создается общественный совет по занятости населения Республики Хакасия.
Во вновь создаваемую структуру войдут представители общественных объединений, СМИ, органов местного самоуправления республики и работодатели. Данный совещательно-консультативный орган основной задачей своей работы считает содействие развитию всех форм занятости населения и снижению напряженности на рынке труда. О том, что такая напряженность присутствует, наверное, убеждать никого не надо.
Кстати, история в тему.
Пикантно-противозаконное трудоустройство
Одна моя знакомая решила найти себе дополнительную работу. Цены-то растут, а зарплата как стабилизировалась на позапрошлогоднем уровне, так и остается без изменений. Кстати, и объявление на глаза попалось. Требуется, мол, ночной администратор с приятным голосом и респектабельной внешностью в возрасте от 35 до 45 лет.
"Как раз для меня!" – подумала Светлана и, не мешкая, созвонилась с работодателем. Ночной администратор требовался в спа-салон. Такое заведение Светлана пару лет назад посещала в Красноярске. Банька с камушками, релаксирующая музыка, фруктово-мятные ароматы и обертывания из водорослей, шоколада и всяких полезных глин. "Да это просто сказка какая-то, – решила знакомая. – Мечты сбываются!" И понеслась на собеседование.
Антураж "спа-салона" озадачил. На первом этаже жилого дома по улице К...ва не наблюдалось ни музыки, ни камушков, ни ароматов. Шест для стриптиза в углу, круглая кушетка посреди холла, а в закутке – душевая кабина эконом-класса. Милая юная особа, расположившись в уголке, делала педикюр. Сама себе! Совершенно сбитая с толку Светлана вместо того, чтобы извиниться и уйти, решилась на дальнейшие впечатления. Они себя долго ждать не заставили. Тетенька, похожая на пожилую учительницу, пригласила Свету в крохотную каморку без окон.
– Вот это твое будущее рабочее место, – пояснила она, кивнув на столик. Пространство вокруг было заставлено бутылками с остатками алкоголя и завалено арбузными корками.
– Простите, а чем занимается ваша фирма? – осторожно поинтересовалась соискательница.
– Наш спа-салон оказывает услуги эротического массажа для очень богатых и влиятельных мужчин. Без интима, конечно. Клиенты у нас постоянные, пьяных мы не обслуживаем, так что никаких проблем у нас не бывает. В ваши задачи входит отвечать на телефонные звонки и рассказывать о тех видах тайского эротического массажа, которым обучены наши девочки.
Под арбузными корками действительно валялось практическое руководство по тянь-сянь-чему-то в твердой обложке.
– Где девочки обучались? – невпопад поинтересовалась Света.
– В Красноярске, – отмахнулась "учительница" и продолжила. – Девочки прибираются сами, стирают белье здесь же. А ваша задача – встретить клиента, принять деньги и удалиться в служебное помещение. У нас ведется журнал учета клиентов, – на секунду раскрыла женщина разлинованные страницы. Цепким бухгалтерским взглядом Светлана выхватила "2500,00 р.". Именно столько, по-видимому, стоил сеанс "тайского массажа". Расценка в сто долларов окончательно расставила все на свои места, и дальнейшее "собеседование" моя знакомая продолжила с единственной целью побыстрее закончить разговор. Не тут-то было!
– Хозяйка звонит. Она вам расскажет о зарплате.
С хозяйкой Светлана беседовала в автомобиле, на котором та прикатила к своему притону. Толстенькая блондинка лет тридцати пяти, помахивая в воздухе маникюром, озвучила расценки:
– Работа ваша начинается с девяти часов вечера и заканчивается в девять часов утра. С каждого заказа – 50 рублей ваши, – прожигая жадным взглядом Светлану, вещала хозяйка.
"Шесть-семь заказов, не больше, – прикидывала тем временем в уме Светка, визуально припоминая неосторожно продемонстрированную ей страничку "журнала учета". – Триста рублей за ночь – слишком уж скромно для элитного борделя". Но на всякий случай уточнила:
– График сутки через двое или через трое?
– Ежедневно, – обиделась блондинка.
– Ежедневно по двенадцать часов в ночь?! – не поверила своим ушам Светлана. По скромным подсчетам, неделя получалась 60-часовая.
– А что с выходными?
– Ну, если они вам нужны, можете, конечно, и отдохнуть. День или два, – разочарованно согласилась дамочка и, вздохнув, "сломалась". – Могу гарантировать заработок в 15 тысяч рублей в месяц.
– Маловато, – прикинулась огорченной Светлана. – Остановитесь, я выйду, – разговаривать дальше с похожей на поросюшку особой ей не хотелось. Хотелось помыться...
Пара-тройка свободных вакансий
Зачем я рассказала эту историю? Она, на мой взгляд, особенно красноречиво отражает последние тенденции в сфере занятости населения в Хакасии. Судя по публикующимся в газете "ШАНС" вакансиям, занятость практически полностью отдана на откуп так называемого "малого бизнеса", отдельные представители которого, зарабатывая не пойми на чем, с завидным упорством нарушают трудовое законодательство, начиная с элементарного не заключения трудовых договоров при приеме на работу и заканчивая невнятными "расставаниями" с работником, осознающим в течение месяца, что тот обещанный работодателем "процент от сделок" слишком уж невелик для безбедного существования. Ни тебе социальных гарантий, ни отчислений в Пенсионный фонд, ни компенсаций за неиспользованный отпуск. Предельно простые отношения. Трудовые, между прочим! Которые государство, между прочим, законодательно регламентирует!
Если в Красноярском крае, на Кузбассе, Новосибирской и Томской областях требуются рабочие руки для работы на крупных промышленных предприятиях, которыми "прирастает могущество России" вот уже которое столетие, то в нашей маленькой Хакасии промышленных гигантов раз-два – и обчелся. Все больше крепких и стабильных предприятий пищевой промышленности вроде "МаВРа" и "АЯНа". Однако, если потребность в обеспечении населения продуктами питания высокого качества они, бесспорно, удовлетворяют, то о трудоустройстве на крупное предприятие среднестатистическому безработному остается лишь мечтать, проще наверное сразу найти работу в Германии, чем удачно пройти собеседование и получить заветную, по всем правилам оформленную и со всеми социальными выплатами работу на МаВРаре.
Так, специалист отдела кадров ОАО "АЯН" Татьяна Пугач на вопросы нашего корреспондента пояснила:
– Свободные вакансии у нас появляются редко. Предприятие стабильное, коллектив молодой, более того, требования очень строгие, как медицинские, так и квалификационные. Мы берем специалистов с соответствующим пищевым образованием, таким, как: виноделие, пивоварение, водителей соответствующих категорий. Объявлений о приеме на работу не даем ни в газеты, ни в бегущую строку – для закрытия возникающих вакансий у нас имеется свой кадровый резерв.
Специалист по подбору персонала ОАО "МаВР" Виктория Пономарева дала похожий ответ:
– Две-три вакансии на предприятии в месяц обновляются регулярно. Сейчас вот, например, нам требуются бойцы скота, формовщики, грузчики, оформители готовой продукции. Конечно, предприятие у нас специфичное. Так, например, бойцами скота в основном работают люди из деревень, для которых подобная работа привычна, ведь для городского жителя это психологически сложная работа. Мы активно даем объявления о приеме на работу по мере возникновения вакансий.
Инициатива
от госкомзанятости
Согласитесь, две-три вакансии в месяц вряд ли удовлетворят потребности населения в трудоустройстве. Поэтому следующие свои вопросы адресовали мы заместителю председателя госкомзанятости РХ Ольге Дроновой.
– Ольга Демьяновна, создание Общественного совета по занятости населения вызвано неблагополучной ситуацией с трудоустройством в Хакасии?
– Я бы так не сказала. Сегодняшний уровень безработицы у нас – 1,8%, или 4800 официально зарегистрированных безработных. Это ниже уровня прошлого года. Мы считаем, что и экономическое развитие республики позволяет гражданам найти работу. В отчете, направленном нами в Москву, один из вопросов звучал следующим образом: "Есть ли нарушения трудовых прав или законодательства о занятости?". Таких нарушений на протяжении последних прошлых лет не было. Не нарушают у нас и закон о занятости. Таким образом, Общественный совет создан в целях совершенствования работы и механизмов взаимодействия с общественными организациями, особенно на отдельных территориях Хакасии.
Встречаясь с гражданами, обращавшимися в редакцию со своими проблемами, я пришла к выводу, что проблемы эти все-таки есть, и одна из них в том, что основной работодатель – индивидуальный предприниматель – не заинтересован предоставлять какие-то права своему работнику. Другое дело, что с этими проблемами невозможно никуда обратиться, поскольку трудовые отношения просто-напросто не оформлены надлежащим образом.
Для того, чтобы наказать недобросовестного работодателя, у нас существует инспекция по труду – федеральная служба, куда следует обращаться гражданам, чьи права нарушены. Однако плановые и внеплановые проверки государственные органы проводить не могут без согласования с прокуратурой. Реагировать мы вправе только по заявлению конкретного лица. Более защищены в этом отношении лица, которые приходят на работу по направлению государственного центра занятости. Такие трудоустройства мы имеем возможность отслеживать.
– Каким вы видите дальнейшее развитие занятости населения в Хакасии? Полагаете, что осуществляться оно будет посредством трудоустройства граждан на работу к местным индивидуальным предпринимателям? Вахтовым методом или созданием каких-то новых рабочих мест в республике?
– Интересный вопрос. Трудоустройство через службы занятости – это лишь один из сегментов рынка труда. Государственная служба занятости сотрудничает с 17 частными кадровыми агентствами, бесплатно предоставляя им информацию о вакансиях. И, конечно, при такой работе необходимо "воспитание" социальной ответственности бизнеса. Уже сегодня проводятся конкурсы и выделяются гранты с целью поощрить ответственного работодателя на территориях отдельных муниципалитетов. Что касается вахтовых методов, то действующие сегодня федеральные законодательные акты, регулирующие трудовую миграцию в пределах Российской Федерации, работают не особенно активно. Причиной тому является недостаточное финансирование оплачиваемых переездов. Сегодня обсуждается проект федерального закона "О внесении изменений в закон о занятости населения" в части поддержки безработных граждан при переезде и переселении в другую местность, в том числе в пределах одного субъекта. При этом теперь законодатель морально готов установить размер выплат от 40 до 120 тысяч рублей на человека. Насколько это будет востребовано – покажет время.