Кому из родителей в канун 1 сентября не знакомо состояние приподнятости, вдохновения и даже праздничности, связанные с началом новой вехи в жизни их детей и, конечно же, новых, необходимых покупок: платьев, костюмов, обуви, школьных принадлежностей. Стоит ли напоминать, что траты эти бывают достаточно ощутимыми. Однако не для всех пап и мам. Для некоторых из них собственные дети оказываются вычеркнутыми из графы расходов.
Парамонова Наталья проживает с очередным мужчиной в одной из квартир деревянного дома на улице Соловьева в центре города. Ее поведение, равно как и развеселое времяпрепровождение, привели к тому, что еще в апреле 2008 года по решению суда она была ограничена в родительских правах. С тех самых пор ребенок находится на попечении свекрови. Наталью судьба и благополучие дочери, по всей видимости, волнуют мало. Иначе как можно объяснить, что алименты на содержание девочки она не выплачивает, задолженность на данный момент - более 120 тыс. рублей. Ссылается на невозможность трудоустройства. Однако в мае прошлого года она была принята на работу в ООО "Метапласт", а через месяц благополучно уволена за прогулы. С тех самых пор и не работает. В июле текущего года за злостное уклонение от уплаты алиментов против гражданки Парамоновой возбуждено уголовное дело.
Аналогичная ситуация с невыплатой алиментов родным детям и еще у 123 пап и мам, проживающих в городе и районе. Контингент этот в подавляющем большинстве совершенно неблагополучный, глубоко пьющий, не имеющий постоянного места жительства, плюющий на своих детей и скрывающийся от судебных приставов.
Буквально на днях посещали квартиру-развалюху в центре города, где на данный момент проживает Татьяна Керв, лишенная родительских прав в отношении двух своих дочерей еще в марте 2007 года, и ее сестра Наталья Керв, также лишенная родительских прав в отношении дочери, находящейся в приемной семье, и также уклоняющаяся от погашения задолженности по алиментам. Натальи дома не оказалось. Татьяна, молодая в общем-то женщина, опухшая от регулярных возлияний и вследствие тех же причин потерявшая стыд и совесть, спряталась в заваленном хламом укромном местечке, именуемом кладовкой, а сожитель и соседка, приютившаяся здесь же, утверждали, мол, Таня ушла. Таню-таки нашли в проеме за кроватью и препроводили в отдел. Ее долг по алиментам родным дочерям - почти 250 тыс. рублей. В июле прошлого года женщина устраивалась на швейную фабрику, отработала там 5 дней, а потом была уволена за прогулы и до настоящего времени нигде не работает, требования судебных приставов не исполняет, постоянно скрывается от нас. В январе прошлого года в прокуратуру был направлен материал для решения вопроса о привлечении гражданки Керв к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, однако в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием единообразной практики применения норм ч. 1 ст. 157 УК РФ. Да и не решает проблемы лишение свободы нерадивого родителя. Возвратившись из мест, не столь отдаленных, они не спешат трудоустроиться и погасить задолженность. Тем более, что одной из самых острых проблем при принудительном исполнении алиментных обязательств по большому счету все-таки по-прежнему остается отсутствие подходящих вакансий рабочих мест, а также отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Если должников по исполнительным производствам условно разделить на тех, которые не в состоянии выплачивать ежемесячные суммы алиментов, и на тех, которые, несмотря на имеющиеся материальные возможности, умышленно уклоняются от решения суда, первых у нас, несомненно, большинство. Причем, нежелание работать - основополагающая причина неуплаты как алиментов, так и задолженностей по ним. Бороться с этим явлением сложно. При этом предусмотренное УК РФ наказание для большинства неплательщиков алиментов не является действенным фактором, побуждающим к погашению задолженности по алиментам и трудоустройству. Для решения проблемы требуется целый комплекс мер, включая законодательные, организационные, экономические и кадровые инициативы.
Пока же мы продолжаем отлавливать, увещевать, стыдить, ругать, пугать, приглашать и приводить в отдел горе-родителей, требовать с них объяснений и обещаний. Они обещают и даже клянутся завтра же (а то и сегодня) устроиться на работу. Однако после выхода из кабинета пристава все клятвы из их затуманенных алкоголем голов стремительно вылетают. До следующего привода. Наши слова доходят до единиц.
В заключение остановлюсь на следующем. Помимо 86 мужчин и 38 женщин, уклоняющихся от погашения задолженности по алиментам на своих детей, пять человек, имеющих регистрацию в нашем городе и районе, находятся в розыске. Это Сергей Робертович Мухаметдинов, уроженец Мурманска; Николай Владимирович Евдокименко, уроженец города Каттакурган Самаркандской области; Николай Александрович Богданов, уроженец Торопецкого района; Светлана Евгеньевна Илатовская, уроженка Торжокского района; Валерий Анатольевич Васильев, уроженец г. Торопец. Просьба ко всем, кто знает о местонахождении этих людей, сообщить в наш отдел.