Отправив своим иностранным потребителям в июне 756 грузовых автомобилей из реализованных в общей сложности 1819 единиц, ОАО "КАМАЗ" добился рекордных для себя за последние 10 лет физических объемов вывоза основной продукции за рубеж и наибольшей доли ее экспорта в течение месяца и полугодия.
Об этом заявил на брифинге для СМИ директор по экспорту Торгово-финансовой компании "КАМАЗ" Евгений Пронин. Он напомнил, что последние четыре года КАМАЗ ежегодно увеличивает объемы отгрузки за пределы России на 30-40 процентов. Возобновив экспортную деятельность в кризисном 1998 году со 182 автомобилей, Камский автозавод довел в 2001 году отгрузки за границу до 3400 единиц, а в первом полугодии нынешнего года - до 2514 единиц. Соответственно росла за эти годы и доля экспорта в общем объеме производства и реализации - с 6,4 процентов до 31 процента. При этом Министерство торговли России трижды признавало КАМАЗ лучшим экспортером страны в отрасли машиностроения, в том числе и по итогам минувшего 2001 года.
Нынешние успехи Камского автозавода, отметил Е. Пронин, объясняются, в первую очередь, значительными подвижками во всех основных компонентах так называемого комплекса маркетинга: в дальнейшем развитии продукта, проведении эффективной ценовой политики, энергичном продвижении продукции на рынок и создании собственной товаропроводящей сети.
Даже в условиях крайней ограниченности инвестиционных возможностей, за последние годы практически полностью сменился модельный ряд камских большегрузов, который развивался в направлении увеличения тоннажа и улучшения технических характеристик и потребительских свойств машин в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынка. Существенно улучшилось качество изготавливаемых машин, и как следствие, новые автомобили повышенной грузоподъемности, например, "КамАЗ-65115, -6520, -6460" и другие теперь одинаково успешно реализуются и на внутреннем, и на внешнем рынках. Целый ряд моделей предлагаются покупателям и в варианте с правосторонним рулем. В разработке находятся перспективные большегрузы полной массой до 53 тонн. Можно утверждать, что с их освоением КАМАЗ встанет в ряд немногих автомобилестроительных компаний в мире с таким широким спектром потребительских свойств и диапазоном грузоподъемности модельного ряда.
Имея высокопроизводительное оборудование, КАМАЗ всегда стремится быть в числе лидеров по производственным издержкам, а стало быть, и по низкой себестоимости и продажной цене грузовиков. Автозавод предлагает своим покупателям продукцию с наилучшим сочетанием "цена-качество" при минимальных эксплуатационных издержках. Это конкурентное преимущество особенно активно используется в продажах за рубежом.
Благодаря энергичному возвращению на традиционные рынки сбыта и агрессивному вхождению в новые рынки, КАМАЗу удается преодолевать существующие объективные и субъективные трудности и конкурировать на мировом рынке с грандами автомобилестроения. В нелегких финансово-экономических условиях КАМАЗ для ведения этого весьма затратного направления деятельности находит такие эффективные приемы кредитования конечных покупателей из имеющихся внешних ресурсов как лизинг, факторинг и фьючерсные сделки. Автозавод имеет свои сборочные производства в ряде развивающихся стран и в дальнейшем планирует расширить их сеть.
Сегодня в дальнем и ближнем зарубежье с КАМАЗом работают 76 партнеров - дилеров и дистрибьюторов в 30 странах мира. Основными рынками сбыта являются страны СНГ, Индокитая и Ближнего Востока: Казахстан, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Ирак, ОАЭ и другие. В 2002 году уделяется особое внимание к возвращению на традиционные рынки и завоеванию плацдармов в новых для КАМАЗа странах Латинской Америки, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Экспорт в условиях нестабильности внутренней рыночной конъюнктуры будет оставаться для российских автозаводов одним из важнейших направлений как текущей деятельности, так и стратегического развития компании. Как заявил Евгений Пронин, исходя из имеющихся заявок в портфели заказов и производственных возможностей, КАМАЗ намеревается реализовать за рубежом около 5150 грузовиков. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru