Во вторник, 16 ноября, Верховная Рада приступила к рассмотрению Налогового кодекса во втором чтении. Происходило это действие на фоне акции протеста, которую проводили под стенами парламента страны предприниматели.
Несмотря на то, что депутаты должны были рассмотреть 4,9 тыс. предложенных к этому важнейшему документу поправок, ожидается, что в четверг, максимум в пятницу, Налоговый кодекс будет принят.
Наибольший интерес и ажиотаж вызывают, конечно же, нормы об упрощенной системе налогообложения, которые затрагивают представителей малого и среднего бизнеса. И вот здесь безнесу и разработчикам Кодекса договориться не удалось.
В частности, в доработанном проекте Налогового кодекса предусмотрено, что количество лиц, находящихся с физлицами-предпринимателями в трудовых отношениях, одновременно не превышает 4 человека (включая членов семей). Представители малого и среднего бизнеса требовали увеличить максимальное число работников до 10.
Еще один критерий для «упрощенцев» – объем дохода не должен превышать 600 тыс. грн. при условии применения при проведении расчетных операций в наличной и/или безналичной форме кассовых аппаратов или 300 тыс. грн. – без их применения. Предприниматели просили 1 млн. грн. – без применения кассовых аппаратов и дополнительного учета всех хозяйственных операций. Кроме того, были озвучены требования по ставке единого налога для физлиц-предпринимателей в зависимости от вида деятельности из расчета на календарный месяц в пределах от 20 до 200 грн. при объеме дохода (выручки от реализации продукции) не более 500 тыс. грн., от 200 до 400 грн. – при объеме дохода не более 1 млн. грн.
Авторы Налогового кодекса также не учли пожелания бизнеса относительно применения упрощенной системы налогообложения. Так, согласно новой редакции документа, «упрощенка» не распространяется на физлиц-предпринимателей, которые осуществляют: деятельность в сфере развлечений; производство и розничную продажу подакцизных товаров (кроме деятельности физлиц, связанной с розничной продажей пива); производство и розничную продажу горюче-смазочных материалов; добычу, производство и другие виды деятельности с драгоценными металлами и камнями; добычу и реализацию полезных ископаемых; финансовую деятельность; операции с недвижимым имуществом, в том числе по предоставлению в аренду/субаренду торговых мест и других услуг на рынках и/или в торговых объектах; оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле; деятельность по предоставлению услуг в сфере ТВ и радио; деятельность в сфере наземного, водного, авиационного транспорта, предоставления дополнительных транспортных услуг и вспомогательных операций (кроме деятельности такси, нерегулярного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта); внешнеэкономическую деятельность, кроме экспорта программного обеспечения и услуг по отдаленной поддержке программ и оборудования, разработке снабжения и обновления программного обеспечения, предоставления услуг в сфере информатизации; деятельность по предоставлению услуг почты и связи; деятельность по проведению расследований и обеспечению безопасности; деятельность в сфере права; деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии; деятельность по консультированию в вопросах коммерческой деятельности и управления; деятельность по управлению предприятиями, вспомогательную деятельность в сфере госуправления; рекламную деятельность; технические испытания и исследования; подбор и управление персоналом; деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата; розничную торговлю изделиями из драгоценных металлов и камней; розничную торговлю через сеть Интернет; розничную торговлю через торговые автоматы.
Вступить в силу новый Налоговый кодекс должен с 1 января 2011 года. Но высказывается также предложение ввести его в действие во втором квартале и даже с 1 января 2012 года.