Налоговые каникулы: или одним вершки – другим корешки
Налоговые каникулы: или одним вершки – другим корешки
Основной «достопримечательностью» нового Налогового кодекса является как раз еще большее разделение общества на бедных и богатых.
Впрочем, ПРОСТО богатые или мало-мальски состоятельные граждане после уплаты всех налогов вряд ли выживут, зато значительно укрепятся ОЧЕНЬ богатые. Поскольку новым законопроектом, принятым парламентской коалицией в первом чтении, предполагается переложить основную налоговую нагрузку с крупного на малый и средний бизнес, а также на рядовых налогоплательщиков.
В кодексе, отмечают специалисты, практически отсутствуют прогрессивные нововведения европейского образца. На 90% он сохраняет нормы действующих налоговых законов со всеми их нестыковками и перекосами. Например, сохраняется явно противоестественный пункт о налогообложении инвестиций в развитие предприятия. Никоим образом не устраняются и проблемы с накоплением долгов по возврату НДС. Экспортом у нас в стране занимаются в основном крупные компании, и можно предположить, что НДС будут возвращать в первую очередь тем бизнесменам, которые имеют заслуги перед нынешней властью. К тому же, основные льготы и снижение налогов предусмотрены лишь для отдельных больших предприятий, прежде всего для олигархов, которые финансировали Януковича на выборах. В то же время малый бизнес – а это около 6,5 млн. украинцев – получит лишь закручивание гаек. Налоговый кодекс отменяет существующие в настоящее время льготы и вводит новые виды налогов и сборов, а также ограничивает доступ предпринимателям к упрощенной системе налогообложения. Не пахнет и обещанными Януковичем налоговыми каникулами. Тут разработчики законопроекта – явно руку приложил главный «реформатор» Тигипко – вообще превзошли сами себя. Каникулы якобы и есть, но в действительности их нет. Льготы объявлены для предпринимателей-физических лиц, годовой оборот которых не превышает 300 тыс. грн. при условии, что они не привлекают наемных работников. Это очень узкий круг лиц, которые «предоставляют бытовые услуги». Причем сам перечень услуг утверждается ежегодно Кабмином. А для юридических лиц порог годового оборота и вовсе установлен на отметке... 100 тыс. гривен. Это около 8333 грн. оборота (не прибыли!) в месяц, что слишком мало даже для самого малого бизнеса. Иными словами, льготами смогут воспользоваться примерно 5% предпринимателей. Что касается непосредственно доступа предпринимателей к упрощенной системе налогообложения, то он как раз будет жестко ограничен, поскольку в новом кодексе из перечня «упрощенки» исключены почти два десятка видов деятельности. Так, с момента вступления в силу Налогового кодекса лишатся права заниматься частным бизнесом юристы, бухгалтеры и аудиторы. Услуги по консультированию, рекламной деятельности, подбору персонала – в целом около десятка категорий услуг не будут иметь права предоставлять частные предприниматели. В то же время, частные предприниматели должны будут платить пенсионный сбор и другие социальные платежи за себя и за каждого наемного работника. В настоящий момент эти платежи включены в состав единого налога. В результате миллионы физических лиц, которые сейчас пользуются упрощенной системой налогообложения, вынуждены будут свернуть бизнес. Кодекс Азарова-Тигипко, таким образом, выбросит на улицу миллионы людей и фактически уничтожит . средний класс, который в других странах процветает и на котором держится государственный бюджет. Что касается «послаблений», они в законопроекте есть, но вряд ли порадуют нас. Предполагается снова легализовать игорный бизнес, так что в скором времени казино и залы игровых автоматов расцветут буйным цветом по всей Украине.
Правительство предлагает ввести новый сбор – с каждого торгового места, причем за предоставление неизвестно каких видов услуг. А поскольку размеры сбора никак не зависят от объема реализации, то маленькая фирма всегда будет в : проигрыше перед большой. Вот вам веселенький пример.
Сбор за игровой автомат будет составлять около 420 гривен в месяц, а за торговую точку, скажем, за хлебный киоск,– 360 гривен. Так получит правительственные преференции игорный бизнес, который у нас принадлежит большому бизнесу и который правительство Тимошенко с таким трудом убрало с карт городов.
Возвращаются и свободные экономические зоны, правда, под названием «территорий приоритетного развития». Более подходящее для : них название, говорят эксперты, «свободные экономические дыры», поскольку ничего там развивать и не предполагается, зато предусматривается возможность льгот для отдельных предприятий. Можно даже предположить, для чьих именно.
Невзирая на недавние громкие заявления президентской команды о введении Налога на роскошь или налога на недвижимость для квартир площадью более 300 квадратных метров, офисов и тому подобное, такая норма в новом Налоговом кодексе отсутствует. По крайней мере, налога на недвижимость нет ни в общем перечне налогов, ни в разделе «Местные налоги и сборы». Это наверняка порадует Януковича, которому не придется платить за свои тысяча квадратов в «Межигорье». А нам остается довольствоваться тем, что тут мы все равны с президентом – даже те, кто прозябает в тесной хрущевке.
Но правительство все же не забыло и о рядовых гражданах, пытающихся выжить и даже, отказывая себе во многом, отложить копеечку «на черный день». Так вот на эту копеечку Азаров с Тигипко и положили глаз. Предполагают внедрить налог на проценты по депозитам физических лиц.
Эти новации правительства полностью разрушают доверие граждан к банковской системе, которое в кризис с таким трудом восстанавливала премьер Тимошенко. К тому же, если это ноу хау от Азарова-Тигипко узаконят депутаты, под ударом окажется вся банковская система, которая только начала выздоравливать после мирового финансового кризиса.
Не порадует Налоговый кодекс и тех граждан, которые до сих пор пользовались льготами от государства. Уменьшается социальная льгота для многодетных семей, имеющих трех и более детей, со 100% до 50% минимальной зарплаты, которые не подпадают под налогообложение (на каждого ребенка). Учитывая нынешний размер минимальной зарплаты, семье, которая имеет троих детей, придется платить дополнительно 189 грн. налога ежемесячно.
Невзирая на громкие предвыборные обещания Януковича уже в следующем году снизить налоги до 17%, тот же НДС, например, в 2011 году так и останется на уровне 20%. В некоторых положениях документа заложен прямой обман избирателя. Так, может показаться, что ставка налога на прибыль уменьшается с 25% до 20% в следующем году. Но не спешите радоваться – у этой «медали» есть обратная сторона.
Областные советы получат право прибавить к этим 20% еще 2%, а районные советы – еще 3%. Можно не сомневаться, что местная власть воспользуется этой возможностью, значит, в сумме мы получим те же 25 процентов. А громко заявленная отмена некоторых местных налогов, которые и раньше в совокупности давали не более 0,1% ВВП, практически не повлияет на уровень налоговой нагрузки. Так что ни один, скажем, сельхозпроизводитель уменьшения налогового пресса не почувствует.
Самый поверхностный анализ этого антигосударственного, антинародного документа дает основание утверждать: наше государство превращается в полицейскую машину, в многотонный каток, который пройдет по каждому из нас, уродуя и калеча наши судьбы, лишая будущего наших детей, отнимая последнюю надежду на завтрашний день. Автор: Николай СТЕЛЬМАЧЕНКО, заместитель начальника отделения АО «Банк «Финансы и Кредит» По материалам сайта http://vesvladivostok.ru