Премьер-министр России Владимир Путин на недавнем заседании членов правительства объявил о рассмотрении нового законопроекта касательно дорожного строительства. Премьер предлагает ввести процедуру заключения комплексных контрактов на строительство и эксплуатацию дорог между государством и подрядчиками.
Согласно этих контрактов подрядчики после введения дороги в эксплуатацию должны будут следить и отвечать за ее состояние в течение 10-30 лет. Государство в свою очередь обязуется оплачивать работу строителей СРО равными долями в течение всего срока контракта. Таким образом, премьер надеется призвать строителей к ответственности за предоставление собственных услуг.
Рукописи не горят
Сейчас строители не отвечают за собственную работу. По сути, они сдают объект, в данном случае, дорогу, и больше ни за что не отвечают. Не секрет, что подрядчики экономят на всем, используя самые дешевые материалы и рабочую силу. В итоге получается, что после введения дороги в эксплуатацию через пару-тройку лет покрытие на ней начинает давать трещины и выбоины, год за годом приводя в негодность. В итоге оказывается, что не с кого брать спрос. И к ремонту дорог за сим обращаются все реже и реже, ссылаясь на недостаток бюджета, что особенно характерно для регионов страны.
Видя такое положение дел, правительство решило призвать строителей к порядку. Если законопроект будет принят и одобрен, то совсем скоро подрядчики будут нести полную ответственность за свою работу и ее последствия. Теперь подрядчик собственноручно будет расписываться в том, что он получает такое "наследство". Теперь на его плечи лягут заботы о поддержании дорог в надлежащем виде в течение долгих десятилетий. Он будет кровно заинтересованным лицом в том, чтобы его работа как можно дольше сохраняла первоначальный вид, иначе все тяготы ремонта и потери от затрат понесет сам подрядчик.
Согласно новому законопроекту подрядчик строит дороги за счет собственных средств, а также привлеченных инвестиций. Государство выплачивает ему причитающиеся деньги, но взамен подрядчик отвечает за состояние дорог длительное время, прописанное в контракте. Таким образом, денежные активы дорожных фондов будут находиться под контролем государства и не будут "утекать" в неизвестном направлении. Правительство надеется в два раза увеличить объем дорожного строительства, которое теперь должно стать качественным. Вместе с внедрением нового законопроекта, премьер говорит об инновационных методах строительства и европейских стандартах качества, безопасности и долговечности автодорог.
Премьер надеется, что такой жесткий метод поможет решить проблему дорожного строительства не только на федеральном уровне, но и на региональном. Кстати, о регионах. Для них сейчас принятие этого законопроекта особенно важно. Ведь только в одной Архангельской области 80 процентов дорог находятся в ужасном состоянии. Это означает, что только 20 процентов дорог здесь пригодно для эксплуатации, но ведь эксплуатируются все 100 процентов дорог.
И так происходит во многих регионах страны. Эти страшные цифры становятся виновниками многочисленных ДТП. Ко многим мелким городам и поселкам попросту не проехать, потому что дороги к ним нет. Разве это не звучит абсурдно? Ведь ежегодно из федерального бюджета выделяются средства на финансирование дорожного строительства. Кроме того, созданы региональные дорожные фонды, деньги которых, по всей видимости, идут не на правое дело.
Глава Росавтодора Анатолий Чабунин заявил, что к 2017 году вся федеральная дорожная сеть будет приведена в полный порядок. Имеется в виду строительство новых участков дорожной сети и ремонт старых. Более того, правительство рассматривает изменения в Бюджетный кодекс РФ, необходимые для более рационального использования выделяемых денежных средств. Согласно этим изменениям, государство будет проводить оценку стоимости земли, выкупаемой для дорожного строительства, отдельно от стоимости выполняемых услуг по строительству.
По имеющимся данным, уже в ближайшие дни правительство приступит к рассмотрению законопроекта о переходе дорожного строительства на контракт жизненного цикла. Чиновники надеются, что с принятием этого законопроекта подрядчик будет нести всю финансовую ответственность за строительство и эксплуатацию проложенного участка дорожной сети в течение срока, оговоренного в контракте. Таким образом, подрядчикам придется улучшить не только качество своих услуг, но и закупать дорогостоящие, но долговечные материалы для строительства. Так как известно, скупой платит дважды.
Мнение общественности
Был проведен небольшой опрос экспертов в области дорожного строительства по вопросу об улучшении качества дорог с введением комплексных контрактов. И, как оказалось, мнения разделились на два лагеря. Одни эксперты считают, что такая мера является излишней и ни к чему не приведет. А другие полагают, что только так можно навести порядок в сфере дорожного строительства.
Первая группа мотивирует свой ответ тем, что подрядчиков не так-то легко заставить исправлять свои ошибки даже при наличии контракта. Они найдут множество лазеек, чтобы избежать финансовых затрат. Также эксперты считают, что данная мера опасна тем, что в конечном итоге все затраты непосредственным образом отразятся, как всегда, на потребителях, то есть на нас с вами.
Вторая группа опрошенных, напротив, считает такой подход вполне оправданным и эффективным. Они говорят о том, что с введением законопроекта в действие браться за строительство дорог будут только серьезные подрядчики с основательным капиталом, иначе они просто не потянут такую нагрузку. То есть произойдет естественный отбор среди подрядчиков.
В Европе давно уже успешно применяют такой метод. Строительные компании на Западе подходят к задаче очень серьезно. Они делают капитальную оценку предстоящих работ и действуют, руководствуясь не страстью наживы, а здравым смыслом. Они делают максимальный первоначальный вклад, который идет на закупку высококачественных материалов и оплату труда строителей. В итоге они остаются в выигрыше и экономят на будущих ремонтных работах.
Водители и автовладельцы также за такую инициативу. Они считают, что у любого продукта, товара или просто предмета имеется свой срок службы. Вот именно за этот срок службы подрядчики и должны нести ответственность, как за собственный продукт. Это будет справедливо для всех. Однако, автовладельцы считают, что в условиях климатических особенностей страны, в частности в северных регионах, российские дороги не выдержат такого длительного срока эксплуатации в 10-30 лет.
Пожалуй, единственной недовольной стороной здесь можно назвать самих подрядчиков, которым теперь придется не сладко. После введения законопроекта строителям нужно будет делать свою работу на совесть, а это все равно, что учиться заново. Такая не радужная перспектива вырисовывается для них уже в ближайшем будущем.
Зато, возможно, теперь вложенные в дорожное строительство средства будут видны и даже подсчитаны. Строительство дорог, наконец-то, будет вестись быстрее и согласно всем стандартам качества и безопасности. Дороги станут долговечными, и ездить по стране станет безопаснее и комфортнее.