С чего начать, если купленный вами товар оказался неисправным? Воспользуйтесь своими правами в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
Первое, что вам надо сделать, - необходимо написать претензию (письменное обращение к продавцу в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательств), содержащую в себе одно из тех требований, какие предусмотрены Законом. При этом необходимо помнить, что основное требование может быть заявлено одно и лишь к одному из контрагентов либо продавцу, либо изготовителю, либо импортеру, либо исполнителю, либо уполномоченным организации или предпринимателю. То, с чего необходимо начать, это еще раз перепроверить: кем именно вам был продан товар (оказана услуга или выполнена работа). Если у вас сохранился товарный или кассовый чек, то в его реквизитах в обязательном порядке должны быть указаны сведения о продавце, его ИНН, ОГРИ, организационно-правовой форме. Претензия должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых передается продавцу (изготовителю, исполнителю), а на втором продавец (изготовитель, исполнитель) делает отметку о ее получении. Под продавцом (исполнителем, изготовителем) понимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, продавшее товар (выполнившее работу, оказавшее услугу), а не конкретный работник, осуществлявший взаимодействие с вами. Поэтому претензия может быть передана любому лицу, представляющему контрагента. Таким представителем является любой работник. Если по каким-либо причинам продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается принимать претензию либо ставить свою подпись на вашей копии, отправьте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. Также возможно в присутствии двух очевидцев, которыми могут быть и ваши родственники или знакомые, оставить претензию любому работнику продавца (изготовителя, исполнителя). Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена тогда-то в присутствии очевидцев с их подписями и указанием их адресов и паспортных данных. При этом надо учитывать, что эти очевидцы могут быть впоследствии вызваны в суд в качестве свидетелей для подтверждения факта передачи (вручения) претензии. Получив претензию, продавец (исполнитель) должен принять решение о порядке рассмотрения вашего требования. Так, например, приняв решение о проведении проверки качества, он должен известить вас о времени и месте ее проведения. Если наличие недостатка не оспаривается, но в результате проверки качества продавец (исполнитель) посчитал, что причиной возникновения недостатков являются ваши виновные действия (например, нарушение правил хранения или эксплуатации) или бездействие (например, невыполнение требований о техническом обслуживании), то продавец обязан провести экспертизу. Потребитель вправе принимать участие как в проверке качества, так и при производстве экспертизы. Во избежание недоразумений, рекомендуем вам изначально высказать в тексте претензии такое свое намерение с просьбой проинформировать вас о месте и времени проведения проверки качества (если она не осуществляется в момент передачи вами некачественного товара) или экспертизы с указанием лиц, которые будут их проводить. Обратите внимание на то, что продавец не обязан вам письменно отвечать. В силу четких указаний закона он должен в установленный срок или удовлетворить ваше требование, или отказать вам в этом. При этом под отказом понимаются как фактический отказ, так и любое бездействие контрагента. Это необходимо учитывать при написании конкретной претензии. Если ваше требование касается денежных выплат (возврата стоимости товара или выплаты неустойки или убытков), то рекомендуем вам указать в тексте претензии полные реквизиты вашего банковского счета, куда контрагент, в случае согласия с вашими требованиями, сможет перечислить денежные средства. Если требование касается вещи или предмета, то укажите наименование и местонахождение вещи. Если ваше требование не удовлетворено, то еще раз оцените правомерность своих требований, возможно, посоветуйтесь с юристом и обращайтесь в суд.
Н. БАРБЫШЕВА,
специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Нелидово, Нелидовском, Бельском, Жарковском, Западнодвинском, Торопецком районах. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru