Страшная трагедия, которая 11 марта навсегда изменила Японию, повергла в шок весь мир. Из каждого уголка нашей большой планеты можно услышать слова поддержки пострадавшим. К сожалению, беда японского народа не ограничилась подземными толчками. Последовавшее за ними цунами и крайне опасная ситуация на АЭС в префектуре Фукусима усугубили ситуацию, доведя ее до критической. Уже очевидно, что последствия этой трагедии затронут все сферы жизнедеятельности человечества. Естественно, не останется в стороне и автомобильная индустрия.
В общей сложности около сорока заводов, чье производство так или иначе связано с автомобилями, было затронуто стихией. Это не только сборочные цеха, но и предприятия по изготовлению пластика, резины, трансмиссий, электроники и других комплектующих. Кроме того, в стране нарушены системы связи и энергоснабжения, на восстановление которых потребуются деньги, а главное – время. Сейчас заводы работают по очереди. Но есть еще и человеческий фактор, ведь многие сотрудники лишились крова, потеряли родных и близких.
Первым из автогигантов об остановке производства объявила Toyota. За ней последовали Honda (более 100 ее поставщиков находятся в зоне разрушений), Nissan (цеха в префектуре Фукусима горели, но были потушены), Mitsubishi, Suzuki, Mazda и Subaru. Таким образом, весь японский автопром оказался парализованным. К счастью, вынужденные меры оказались временными и уже к концу марта правления компаний принимали решения о частичном возобновлении работ. Но это вовсе не значит, что ситуация нормализовалась. С каждым днем проблем все больше, и связаны они, в первую очередь, с поставкой комплектующих в Европу и США. О приостановке производства Opel Corsa и Opel Meriva на своих предприятиях в Испании уже заявил концерн General Motors. Peugeot-Citroen сообщил, что в два раза сокращает объемы производства на заводах в Испании и Словакии. О проблемах заговорили в Renault, Volkswagen, BMW и Volvo. Дошло до того, что Ford и Chrysler перестали принимать заказы на автомобили черного и красного цветов, а компания Merck заявила, что останавливает выпуск эмалей с эффектом «металлик», поскольку завод, производящий нужный пигмент, попал в зону отчуждения АЭС «Фукусима-1».
Вот так в одно мгновение стало понятно, насколько серьезно мировая автомобильная промышленность зависима от Японии. Удивительно только, что большинство крупнейших компаний оказалось не подготовленным к такому развитию событий. И только Китай, кажется, останется в стороне от назревающего кризиса – производители из Поднебесной способны обеспечить себя сами.
А в Японии же подсчитывают первые убытки. В марте продажи автомобилей Toyota сократились сразу на 46%. Показатели Nissan и Honda упали на 38% и 28% соответственно. Одновременно с этим Toyota сообщает о 140 000 автомобилей, которые компания потеряла в результате стихийных бедствий. 46 6.00 машин недосчиталась Honda, 31 0.00 – Mazda и 15 0.00 – Mitsubishi. По мнению аналитиков агентства Goldman Sachs, каждый день простоя заводов обходится Toyota в 75 миллионов долларов, а Honda – в 25 миллионов.
Еще одна опасность подстерегает японских производителей со стороны недобросовестных дилеров, которые в погоне за легкой наживой могут начать продажи по сниженным ценам подержанных автомобилей, утопленных цунами и зараженных радиацией. На Дальнем Востоке такие случаи уже были выявлены. Если пустить эту ситуацию на самотек, имидж японских брендов пострадает вдвойне, поэтому руководители компаний заявили о том, что все пострадавшие машины будут уничтожены и не попадут на рынок.
По самым пессимистическим прогнозам, если в ближайшее время автомобильная промышленность Японии не заработает должным образом, производство автомобилей в мире сократиться с 280–300 тысяч в день до 200 тысяч, то есть почти на 30%, а если учесть, что автоиндустрия в мировой экономике обеспечивает до 10% ВВП, печальные выводы сделать несложно.
По оценкам американской компании IHS Automotive, самым тяжелым периодом для автомобильной промышленности может стать конец апреля. К тому моменту запасы комплектующих закончатся не только на заводах Европы и США, но и в самой Японии. Что делать потом – никто не знает. «Я никогда не видел, чтобы положение дел было настолько переменчивым и трудно прогнозируемым», – отметил аналитик IHS Automtive Майкл Робине.
Ясно одно – дефицита автомобилей избежать не удастся. Такого мнения придерживаются многие дилеры во всем мире, предупреждая, что проблемы начнутся уже в мае. Более того, могут вырасти и цены, особенно на модели с автоматическими коробками передач, поскольку основных поставщиков роботизированных КП не так уж много – немецкая ZF, американские Allison и BorgWarner и японские JATCO и Aisin. Услугами последних двух, в числе прочих, пользуются Nissan, BMW, Volkswagen, Ford, Mazda, Porsche, Subaru, Isuzu, Kia и Honda. Сменить поставщика в сжатые сроки почти невозможно, ведь адаптация автоматической коробки передач к двигателю – весьма трудоемкий и длительный процесс.
В отдаленной перспективе положение японских компаний также выглядит не слишком радужно. Вместе с производственными цехами свою работу прекратили и исследовательские центры. Деньги, которые выделялись на перспективные разработки, теперь нужны для возмещения убытков. Следовательно, ожидать новинок из Страны восходящего солнца придется достаточно долго. Но не это главное. Нормализация работы мировой автомобильной промышленности, безусловно, очень важна. Мы же от всей души желаем, чтобы Япония в целом как можно скорее оправилась после трагедии.