В Верховной Раде зарегистрирован законопроект "Об особенностях создания государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования", передает Дело.
Данным законопроектом предполагается реорганизация "Укрзализныци" а акционерное общество (АО) в рамках программы реформирования железнодорожного транспорта.
Среди причин реорганизации "Укрзализныци", приводимых в пояснительной записке – прогрессивное старение и износ основных фондов, отсутствие господдержки инновационного развития отрасли, несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта, наличие перекрестного субсидирования убыточных пассажирских перевозок за счет грузовых, низкий уровень конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, несоответствие организационной структуры железнодорожного транспорта условиям рыночной экономики и требованиям законодательства ЕС.
Первостепенная задача реорганизация "Укрзализныци" - разделение хозяйственной и регуляторной функции на железной дороге. Сейчас "Укрзализныця" это "суррогат" хозяйствующего общества с функциями государственного органа. После того, как будет создано акционерное общество, регуляторные функции перейдут к министерству инфраструктуры. При этом, как говорится в законопроекте, 100% акций АО будут в собственности государства.
По мнению старшего аналитика компании "Тройка Диалог" Ивана Харчука, реорганизация "Укрзализныци" в акционерное общество изменит модель управления этой компании. "После реорганизация она станет более прозрачной, более управляемой. Каждое акционерное общество обязано публиковать информацию о своем финансовом положении, показывать свою финансовую отчетность. Пока что «Укрзализныця» этого не делает", - считает эксперт.
Кроме того, по мнению Харчука, реорганизация "Укрзализныци" позволит привлечь инвестиции в рынок железнодорожных услуг.
Однако, для пассажиров реорганизация "Укрзализныци" - это скорее негативная новость.
"Либерализация рынка ведет к росту тарифа. После реорганизации «Укрзализныци» тарифы на железнодорожные перевозки будут увеличиваться более резкими темпами. Думаю, в течение нескольких лет наши тарифы вырастут на 30-50%", - сказал Харчук.
По словам источника, знакомого с процессом подготовки законодательной базы для реорганизации "Укрзализныци", создание акционерного общество на базе "Укрзализныци" приведет к повышению цен на пассажирские железнодорожные уже в следующем году.
"Что касается тарифов на пассажирские перевозки, они будут регулироваться национальной комиссией регулирования транспорта, законопроект о создании которой сейчас находится в процессе согласования. Вероятно, повышение цен начнется уже в следующем году", - рассказал он.