Руководителю и главному бухгалтеру дилерского центра "АВТОрим" предъявлено обвинение. По данным предварительного следствия производитель авто заключил с архангельским дилером соглашение, в соответствии с которым последний взял на себя обязательства хранения автомобилей без права их продажи. Однако в 2009 году неожиданно выяснилось, что дилер реализовал со склада 96 машин, а полученную при этом выручку, более 19 млн. рублей, потратил на собственные нужды.
Пустующее здание автосалона на острове Краснофлотский, отданное кредиторам, задолженность 48 4.30 046 рублей, повисшая после ликвидации предприятия, и 24 тома уголовного дела - вот пожалуй и все, что осталось от первого официального дилера автомобилей ВАЗ в Архангельске, автосалона "АВТОрим".
Салон работал в областном центре с 2005 года, являлся единственным дилером в городе и дела шли неплохо. О проблемах заговорили в кризисный 2009 год, тогда в полицию поступило заявление о пропаже в автосалоне денег в размере 14 млн. рублей. По словам руководства, столь большую сумму они хранили наличными на работе. Деньги были выручены от продажи 96 автомобилей ВАЗ, которые хранились по договору в дилерском центре. Перед продажей автомобиля дилер должен был выкупить его у завода, забрать документы в управлении региональных поставок, и только потом продавать его покупателю.
Уголовное дело по статье "Кража" возбудили 2 июня 2009 года. Следователи начали плотную работу по поиску пропавших средств, ездили в командировки в Тольятти, допрашивали потерпевших. С каждым новым фактом, в деле открывались все более интересные обстоятельства, а вопросов к потерпевшим возникало все больше. Почему деньги хранили наличными? Какова была схема расчетов с производителем автомобилей? Кто был заинтересован в пропаже?
В сентябре того же года в полицию стали поступать заявления от пострадавших граждан, которые заплатили деньги за машину, но не могут дождаться ПТС. Без этого документа машина юридически считается не проданной. Её не поставить на учет в ГИБДД, следовательно, автомобиль нельзя эксплуатировать. Пострадавших было пять. Следователи возбудили уголовное дело по статье "Мошенничество".
В сентябре в производстве уже находилось два дела, где фигурировал один и тот же автосалон. Только в первом случае как потерпевший, во втором как обвиняемый. После проведения следственно-оперативных мероприятий схема мошенничества вскрылась, и в июне 2011 года было возбуждено дело о растрате.
Предположительно, обвиняемый ныне руководители "АВТОрима" просто нарушили порядок выкупа машин у АвтоВАЗа. Алгоритм был такой. В ноябре 2008 в Архангельске было создано управление региональных поставок, являющееся подразделением завода. Машины хранились на территории официального дилера, коим являлся на тот момент "АВТОрим", а документы к ним в управлении поставок. Дилер должен был выкупить автомобили у АвтоВАЗа, получить документы и реализовывать машины. Но схему никто не контролировал, а руководителями дилерского центра и управления поставок являлись один и те же люди. Поэтому машины продавались, а деньги на счета не переводились. Заподозрив неладное, а именно - пропажу 14 млн. рублей, АвтоВАЗ изменил схему доставки машины до конечного покупателя. Теперь посетив автосалон, покупатели должны были оплатить полную стоимость автомобиля, после чего им высылался ПТС на машину. До поступления денег документы хранились на заводе.
Отсюда и появились пять пострадавших в деле, которые обратились в полицию. В момент, когда они приобретали автомобили, схему поставок изменили, деньги заводу естественно никто не перевел, вот люди и остались без документов. А один из них даже без машины.
Приехавшие в Архангельск представители АвтоВАЗА забрали оставшиеся машины у непутевого дилера и перевезли их в Северодвинск и Вологду. На тот момент у компании уже было порядка 50 млн. долгов. Деньги покупателей шли на их покрытие, а долги перед заводом росли. Организована была своеобразная пирамида, когда новые покупатели фактически оплачивали долги предыдущих за ПТС. А между тем руководство "АВТОрима" рассчитывало прокрутить деньги несколько раз и только потом перевести на счет производителя.
Доказать вину обвиняемых, он кстати являются жителями Тольятти, действительно было сложно, ведь никаких финансовых документов у ООО "АВТОрим" в ходе разбирательства обнаружено не было. Машины продавали по факту, а не на бумаге. Похожие аферы были проведены не только в Архангельске. Автомобилей АвтоВАЗ недосчитался также в Туле, Пензе, Москве. Каким образом недобросовестным дилерам удавалось так долго скрывать свои действия и почему на заводе никто не знал, остается загадкой.
Сейчас ООО "АВТОрим" исключен из Единого государственного реестра юридических лиц, на нем висит многомиллионный долг. Но поскольку общество признано банкротом, заемщики вряд ли получат свои средства назад. Здание салона забрал за долги банк "Уралсиб" и продал московской фирме. Трое пострадавших отсудили в арбитражном суде паспорта своих транспортных средств. Один человек, просто устал от волокиты с этой историей и продал свою новую машину на запчасти за восемьдесят тысяч рублей. Один человек так и остался без машины и без денег.
Находящиеся под подпиской о невыезде, главный бухгалтер и руководитель дилерского центра в добровольном порядке ни одного рубля убытков не возмещают. Они активно пишут жалобы на следователей в генеральную прокуратуру и даже президенту России (этих жалоб уже скопилось 240 штук).
Следственным отделом по обслуживанию округов Варавино-Фактория и Майская горка СУ УМВД России по г. Архангельску было возбужденно уголовное дело по части 4 статьи 160 "Присвоение или растрата" и части 4 статьи 159 "Мошенничество". Сейчас дело находится на завершающем этапе следствия и будет передано в суд в следующем году. Срок, который грозит обвиняемым - десять лет тюрьмы, но может быть и условное наказание. Точку в деле поставит суд.