АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ПРИВЕЛИ К ПРОВАЛУ ЖИЛИЩНОЙ ПРОГРАММЫ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ПРИВЕЛИ К ПРОВАЛУ ЖИЛИЩНОЙ ПРОГРАММЫ
В первом полугодии нынешнего года областная программа жилищного строительства потерпела провал. Сдано в эксплуатацию всего 96,2 тысячи квадратных метров общей жилой площади, сообщает Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области. Это на 26 процентов меньше, чем за первые шесть месяцев прошлого года.
В целом за 2007 год было сдано в эксплуатацию 412,2 тысячи квадратных метров общей площади жилых домов. Ввод вырос на 16 процентов. Но обольщаться было особенно нечем. В расчете на одного жителя области сдано в 2007 году только 0,3 квадратного метра общей площади. Для сравнения: в соседних регионах этот показатель на два-три порядка выше (Ярославская область - 0,8, Московская - 1,4 квадратного метра). Результаты первого полугодия 2008 года - это всего 0,07 квадратного метра в расчете на одного жителя области. Ввод жилья в сельской местности за полгода снизился почти на треть в сравнении с первым полугодием 2007 года - на 32 процента. На 24 процента уменьшился ввод жилья, построенного населением. Спад показателей сдачи жилья в эксплуатацию наблюдался с самого начала нынешнего года. Ситуацию не удалось переломить и в июне.
На жилищном рынке спрос по-прежнему превалирует над предложением. Аналитики относят это к числу основных причин роста стоимости нового жилья. Оно становится все менее доступным. Если по регионам России средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья колеблется в пределах 25000 - 56650 рублей, то в Твери средняя рыночная стоимость квадратного метра составляет 60 тысяч рублей (ценовые колебания в пределах 45000 - 125000 рублей в зависимости от местоположения и комфортности). Вместе с тем, согласно приказу Министерства регионального развития РФ, нормативная стоимость квадратного метра жилья по стране составляет всего лишь 23400 рублей. Понятно, что дорогостоящее жилье не будет участвовать в решении квартирной проблемы остронуждающихся граждан. Чтобы как-то сбить рост цен, надо больше строить. Но ввод жилья сокращается.
Провал жилищной программы полугодия вряд ли можно считать случайным. Слишком много ненужных барьеров приходится преодолевать в жилищном строительстве. Административный ресурс вместо поддержки ставит серьезные рогатки строительному комплексу региона.
Административные барьеры возникают еще на стадии выделения земельных участков под застройку. Для выполнения в Тверской области приоритетного национального проекта «Доступное жилье» в 2008 году при 9-этажной застройке необходимо выделить земельных участков общей площадью не менее 50 гектаров. Сколько уже выставлено на торги, сколько предполагается, никто не знает. Организаторы торгов ведут себя вольно, скрывают от участников необходимую информацию, не гнушаются и прямых нарушений закона. Так, 26 декабря 2007 года комиссия известила застройщиков, что они признаны участниками аукциона, назначенного на следующий день. Однако в день торгов Фонд имущества Тверской области огорошил известием об отказе в проведении аукциона. Хотя по Земельному кодексу отмена торгов допустима не позднее чем за 15 дней объявленной даты. Но если даже торги и проходят, участие в них местных застройщиков крайне затруднено. Размер банковской гарантии, необходимой при торгах, для тверских компаний непосилен. Процедура организации и проведения торгов непрозрачна, в ряде случаев результаты их предопределены заранее. Потенциальные участники торгов лишены информации о размере платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры. По отдельным видам ресурсов конкурсная документация вообще не содержит такой информации. Выставление на торги земельных участков, не обеспеченных энергоресурсами, свидетельствует о недостаточном использовании администрацией области своих полномочий в работе с энергетическими компаниями. На торги выставляются земельные участки, несоразмерные возможностям тверских строительных организаций. Почему бы не разбить земельный массив на отдельные участки, которые способны освоить представители малого и среднего строительного бизнеса?
Допустим, застройщику все же удалось получить землеотвод. На этом мытарства его не кончаются. Начинается бюрократическая волокита с получением разного рода разрешений и согласований. Например, реорганизация органов государственной экспертизы привела к увеличению сроков ее проведения с одного месяца до трех месяцев и даже до года и росту оплаты экспертных услуг в пять и более раз. Типовыми считаются только те проекты, которые прошли экспертизу в новом учреждении, остальные вынуждены проходить ее повторно и нести дополнительные затраты. Строительные компании продолжают душить всякого рода обременениями, налагаемыми на объекты при получении технических условий на подключение к энергетическим, коммунальным и другим сетям. Всем памятна ситуация с приходом в наш областной центр ООО «Росводоканал», обросшая криминальными подробностями. Городу были обещаны инвестиции в развитие водопроводно-канализационного хозяйства. Инвестиций так и нет, они восполняются за счет обременения застройщиков. Со стороны ООО «Тверьводоканал» действует дискриминационный порядок подключения к сетям водопровода, в результате в подключении отказано не только новым стройплощадкам, но и уже строящимся домам. Примерно такая же ситуация и при подключении к электрическим сетям. Существующий порядок направлен на защиту интересов частных энергетических и коммунальных компаний-монополистов, но никак не защищает права застройщиков. Пассивно взирает на все это антимонопольная служба. Региональное управление федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору практически отстранено от системы контроля действий компаний-монополистов.
Непросто застройщику получить сведения и поставить земельный участок на кадастровый учет. Региональное управление Роснедвижимости затягивает это на многие месяцы, хотя, по мнению строителей, для выдачи сведений по кадастру достаточно шести дней, для изготовления кадастровых планов и паспортов - одного месяца.
Подлинным бастионом бюрократии застройщики не без оснований считают комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области. Это ведомство пользуется правом налагать ограничения на основе схемы охранных зон города Твери, разработанной и утвержденной еще в 1991 году. Во-первых, доступ застройщиков к этому документу закрыт, во-вторых, он устарел и требует корректировки. Комитет ввел запрет на строительство зданий выше девяти этажей даже за пределами охранных зон памятников истории и культуры. Инструкция, которой пользуется комитет при выдаче разрешений на археологические работы, противоречит федеральному закону, относящему вопросы археологии к федеральному уровню компетенции. Комитет по охране историко-культурного наследия действует практически бесконтрольно, отмахивается от обращений застройщиков. К примеру, на начало июля ни один застройщик не получил открытый лист на начало археологических работ, а ведь полевой сезон непродолжителен. Из-за проволочек комитета сроки строительства жилья затягиваются порой на полтора года, и управы на эту бюрократическую структуру найти не могут.
Но и обойдя многие конторы, застройщик не может считать согласовательную процедуру законченной. На документах государственной экспертизы, лицензионного центра, разрешениях на археологические раскопки надо еще добиться визы заместителя губернатора. На получение каждой такой визы, не предусмотренной законом, требуются месяцы. Вот и выходит, что только на составление и согласование документов по строительству жилого дома уходит два года, тогда как строится многоквартирный дом в течение года.
Строительный сектор экономики области испытывает острый дефицит трудовых ресурсов. Восполнить дефицит за счет привлечения иностранной рабочей силы не получается. Вместо предполагаемых 16 тысяч зарубежных рабочих на стройках области занято лишь 2400 человек. Таков результат недостаточного взаимодействия миграционной службы и департамента занятости населения Тверской области.
И даже когда дом построен, бывает трудно оперативно оформить ввод его в эксплуатацию. Учреждение «Ростехинвентаризация» в городе Твери из-за недостатка кадров не принимает заявки по оформлению технических паспортов на уже построенные дома. А управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости без соответствующих документов от БТИ не зарегистрирует построенный дом.
У строителей много других помех, тормозящих жилищное строительство. Но наличие множества административных барьеров становится нетерпимым. Об этом в начале июля шла речь на заседании «круглого стола» под эгидой Тверского союза промышленников и предпринимателей, в котором приняли участие руководители ведущих строительных компаний области. Они предложили комплекс мер по устранению административных барьеров, препятствующих строительству доступного жилья для граждан, в соответствии с Указом президента РФ от 15 мая 2008 года «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Участники заседания приняли резолюцию, в которой считают необходимым для обеспечения массового жилищного строительства органам государственной власти региона и муниципалитетам принять на себя издержки по модернизации существующих и строительству новых объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры на основе соответствующей областной целевой программы. Высказаны конкретные рекомендации по устранению бюрократических препон в процессе проектирования и строительства жилья. Участники «круглого стола» надеются, что проблемы строителей найдут понимание во властных структурах, а конкретные практические шаги по их разрешению будут озвучены через три месяца.