Эта ассоциация занимается консультированием компаний по вопросам управления предприятием и персоналом, используя технологию, разработанную американским классиком менеджмента Л. Роном Хаббардом (WISE). По приглашению латвийской компании Lаnеri руководитель консалтинговой группы «БИЗ?эксперт» провёл семинар с рядом латвийских фирм, а также консультации с отдельными компаниями. Мы встретились с ним и попросили рассказать его об этой сфере деятельности.
– Значит, её основное направление...
– ...консультирование владельцев и первых руководителей бизнеса по вопросам управления. Огромное количество учебников дают очень хорошие теоретические знания. И люди, прочитавшие эти книги, говорят: «Здорово! Я хочу это применить!» Но вот точной инструкции, как это сделать, ни у кого нет. И когда у тебя есть теория и ты приходишь на свое предприятие, то возникают проблемы. К тому же на многих фирмах владелец и руководитель бизнеса – одно лицо. Но ведь это совершенно разные функции!
– Вроде это вполне нормально.
– Не скажите. Их начинают смешивать и путать. Вот я муж и отец. Но у меня разные функции по отношению к жене и детям. Так и здесь. Часто вижу, что как руководители бизнеса они знают, что делать. А вот как владельцы... Хотя во втором случае у них тоже очень много обязанностей.
– Вы тоже занимались бизнесом?
– Да. Конечно, приобретенный опыт для меня ценен. Но в первую очередь я использую технологию управления, разработанную американским классиком менеджмента Л. Роном Хаббардом еще в 70?х годах. Ее особенности – точные инструкции. К примеру, есть теории о том, что такое японская или латышская кухня. Но я никогда не смогу приготовить их блюда без точных рецептов. Здесь то же самое.
Ещё одна проблема руководителей высшего эшелона заключается в том, что очень часто они выполняют НЕ СВОЮ работу. Они начинают трудиться за своих подчиненных. Да, понимая, что делают это хорошо. Да, он руководитель и талантливее своих работников. Вот приходит такой и говорит: «Босс, у нас проблема». И руководитель приступает к её решению. Но ведь при этом он уже не выполняет свою работу.
Я встречался с разными руководителями. Есть такие, которые заявляют: «Только жёсткая дисциплина! Не будут работать – всех уволю!» Хорошо, уволишь. А где возьмёшь замену? И вот здесь очень важно, чтобы руководитель имел инструменты, которые помогут ему добиваться выполнения работы от подчинённых. Причём я не имею в виду кнут. Нужно просто уметь организовать и обеспечить процесс так, чтобы люди правильно выполняли свои обязанности.
– Каждый должен заниматься своим делом?
– Правильно. А если руководители крутятся с проблемами, то в итоге устают от этого и возникает желание избавиться от своего бизнеса. Кроме того, в восточной части Европы, куда я отношу и страны Балтии, часто бизнеса как такового нет. Ты хочешь что?то продать. Что? Даже структура компании у тебя только в голове. Допустим, у тебя есть группа людей, некий продукт, который ты производишь. Где ноу?хау? В головах. Но это не описано, нет и стандартов для данной компании. А система взаимодействия налажена не между сотрудниками, а между людьми. Вот, Пал Петрович делает это, а Света – это. Но ведь у первого есть должность! Так что, когда он уволится, мы повесим объявление, что нам требуется новый Пал Петрович? Так вот, у Л. Рона Хаббарда есть пять основных инструментов для руководителя.
– И какие?
– Это организующая схема. То есть точная структура предприятия. Но не по принципу, кто кому подчиняется, а какая 21 точная функция должна выполняться, чтобы предприятие могло:
а) производить
свою продукцию;
б) развиваться;
в) полностью находиться
под контролем
владельца и руководителя.
– Панацея на все случаи жизни?
– Это формула, которую мы наполняем своим бизнесом. Она подходит для малого бизнеса, что я проверял на предприятиях из трёх человек. Но точно так же и для фирмы из 500 человек, как фабрика, производящая кухни в Москве, которая сейчас является одной из ведущих в этой области, как сеть магазинов по продаже обуви на юге России (включая Новороссийск, Краснодар, Ростов?на?Дону). Более того, ряд муниципальных структур тоже применяют эту схему.
– У вас много клиентов?
– Больше, чем я успеваю проконсультировать. Проблема современных владельцев и руководителей бизнеса, в чём я убедился и на прошедшем в Риге семинаре, в том, что 80% своего времени руководитель вынужден решать срочные проблемы. И лишь 20% остаётся на организацию своего бизнеса. А должно быть наоборот! Стратегическое планирование, реализация целей – вот чему должен отдаваться приоритет.
– Вы в этом их убеждаете?
– Они к этому приходят сами. В очередной раз убедился на минувшем семинаре, темой которого были те самые пять основных инструментов управления.
Первый – организующая схема. Второй – система коммуникаций (как должна осуществляться связь внутри компании). Третий – управление на основе статистики. Каждый сотрудник компании что?то производит. И это можно измерить с её помощью.
Следующий элемент – управление финансами. Подчеркиваю, не бухгалтерия! Руководитель должен УПРАВЛЯТЬ финансами! Не по принципу, когда приходят подчинённые и говорят: «Босс, мы должны оплатить этот счёт, иначе нашу компанию закроют». Должно быть чёткое прогнозирование, сколько ты заработаешь. И это не должно зависеть от климатических условий, эпидемий и т. д. Когда ты правильно управляешь финансами, всегда есть финансовая «подушка», на которую ты можешь упасть, если споткнулся.
Пятый инструмент – это то, что Хаббард назвал «шляпой». То есть по головному убору мы все сможем отличить полицейского, повара, почтальона... Т. е. «шляпа» – это те обязанности, которые должны выполняться на этом месте в вашей компании. Но это не должностные инструкции! Они написаны для всех.
Согласитесь, в Риге разные рестораны. Они предлагают и разный продукт, и обслуживают по?разному. Логично. Ещё пример. Если лучший нападающий в регби придёт в футбольную команду и скажет, что знает, как надо играть, причём не круглым мячом, а «дыней», это будет смешно и нереально. Но в бизнесе мы сталкиваемся с аналогичными ситуациями. Вы наняли блестящего специалиста. Но до этого в бизнесе он жил по другим правилам. И для того, чтобы он проявил себя у вас, ему должны дать ВАШИ правила и возможность для их применения. Однако очень часто таких правил нет.
– Много слушателей собрал ваш семинар в Риге?
– 10 человек. По европейским меркам много. В России я собираю 30–50 человек, чему удивляются западные консультанты. Здесь сотрудничаю с компанией LANERI, которая в своей работе использует технологию Хаббарда. К слову, в Риге бывал в советское время. Перемены, произошедшие здесь, понравились. А среди слушателей оказались владельцы строительного бизнеса, по производству стеклопластиковых окон, руководители новой компании по производству медтехнологий для женщин и
т. д. Уже получил отзывы, в которых отмечается, что теперь они не сделают ошибок, которые могли бы совершить, сэкономив немало финансов. Работали два дня, с 10 до 18 часов. Причём первые лица фирм просили сократить перерывы для работы.
– Это были лекции?
– Не только. Вот почему я люблю, чтобы в группе было меньше 20 человек. Это позволяет очень точно работать с аудиторией в обе стороны. Первое. Я задаю вопросы, люди отвечают. Когда у них возникают вопросы по их бизнесу, я не только отвечу на них, но и остальные могут посмотреть на конкретные проблемы, прикинуть на себя, сравнить.
Ещё очень важный момент. Руководитель бизнеса погружён в него, а на семинаре на свой Бизнес он может посмотреть как бы со стороны. И увидеть проблемы, существующие там. А когда смотришь с точки зрения применения пяти названных инструментов, появляется громадное количество идей. У нас на семинарах есть специальная чистая страница, куда люди записывают появившиеся у них идеи.
– Когда возникла ваша организация?
– В Европе в 70?е годы. А в России существует с 90?х годов. Я, как консультант, с большим удовольствием езжу по стране. Клиенты есть в Москве, Санкт?Петербурге. В августе в Бишкеке проводил семинары и брифинги для мэрии, для начальников отделов аппарата президента, консультировал депутатов городского собрания, встречался с ведущими бизнесменами.
– Вас находят или вы их?
– Признаюсь, за всё время работы сам не нашёл ни одного клиента. Мне звонят, обращаются через знакомых. А в Риге мы сотрудничаем с директором фирмы Laneri Нелли Земниеце и с консультантом нашей международной ассоциации предпринимателей WISE Айнаром Тарвидсом. Я с большим удовольствием общаюсь со всеми бизнесменами, независимо от уровня их дела.
А технологию Хаббарда применяю с 1994 года, консультировать начал с 1999?го. И вижу, что при внешней разнице проблем у руководителей их можно классифицировать.
– И много разрядов у такой классификации?
– Нет. Вот после того, как на фабрике «Кудесник» в Нижнем Новгороде, занимающейся производством кухонь, мы внедрили пять названных инструментов, было запланировано повышение прибыли в 1,8 раза. Но за год она повысилась в 2,3 раза. Им пришлось резко увеличить количество персонала до 300 человек, хотя руководители боялись этого. Потому что сильно возросло число заказов. Довелось мне консультировать и советника по спорту начальника ЦСКА...
– И сколько у вас консультантов?
– В СНГ активно действующих не более 15. Мы все являемся хорошими друзьями, помогаем друг другу. Потому что иной раз просто не успеваем работать с клиентами. А в мае в Подмосковье пройдет трёхдневная международная конференция консультантов WISE. Кстати, на прошедшем семинаре меня приятно удивила законопослушность латвийских бизнесменов.
– Как говорится, со стороны виднее. Но многие предприниматели жалуются на существующие налоги.
– Встречаюсь с владельцем компании. Спрашиваю: «Что вы производите?» Отвечает: «Деревяшки». Сели, посмотрели его бизнес. Теперь выпускает эксклюзивные изделия из ценных пород дерева. И вся компания понимает, что она производит и какого качества. В итоге спокойно может платить налоги.
Скажите, а какой продукт производит бухгалтерия? Мне сразу говорят – это сданная отчётность в налоговую инспекцию. Когда мы сели и поработали, оказалось, что продуктом бухгалтерии являются сохраненные и обладающие ценностью активы и резервы. А когда мы посмотрели на продукты руководства, включая учредителя, у нас оказалась процветающая востребованная компания. Задача владельца – держать руку на пульсе рынка. Когда он едет на Канары, должен заехать на одну?две международные выставки, чтобы посмотреть новые тенденции.
— А что такое продукт семьи?
– Вот мы с женой посоветовались и решили, что это – счастливая семья. Так что делюсь своим ноу?хау, разработанным по технологии Хаббарда. Сели и распределили между собой все сферы нашей жизни, расписали, кто и за что отвечает, взяв за основу, кто в чем более способен. И вот уже несколько лет нам это помогает быть счастливыми.