Кражи во время занятий и драки между школьниками уже перестали быть редкостью. Сегодня даже учителя не могут считать себя в безопасности.
Почти 9 тысяч юных бердянцев с 1 сентября сели за школьные парты, причем для 856 малышей школьный звонок в этот день прозвучал впервые. Могут ли родители рассчитывать на то, что в школе детям будет безопасно, что их никто не обидит ни во время занятий, ни по дороге из дома и домой? Что делает милиция, чтобы защитить маленьких бердянцев, и что могут сделать родители, чтобы оградить своих детей от чрезмерно раннего знакомства с миром криминала?
С такими вопросами мы обратились к начальнику отделения криминальной милиции по делам детей Бердянского горотдела милиции Дмитрию Зиненко. Как оказалось, эта служба с вроде бы детским названием, занимается вовсе «не детскими» делами. Во всяком случае, то, что нам рассказал ее начальник, не только заслуживает внимания, но и наталкивает на весьма неутешительные выводы, потому что проблема детской преступности – это не только беда отдельно взятых бердянских правоохранителей, это наша с вами общая беда.
С начала учебного года в школах уже было украдено два мобильника, один старшеклассник был избит
– После первого звонка прошла неделя. Дмитрий Владимирович, скажите, она прошла гладко или уже были «пострадавшие»?
– Кражи 10-15 гривень – в наших школах часто встречающееся явление. Да и кражи мобильных телефонов уже стали настоящей проблемой для школ и средне-специальных учебных заведений. Уже в этом учебном году, хоть он едва начался, во время занятий пропали два телефона. Но назвать эту цифру «абсолютной» мы не можем – во многих случаях администрации учебных заведений всячески пытаются «замять» такие инциденты и уговаривают родителей не заявлять о них в милицию.
– Кража мобильного телефона – это уже не игрушки. Кто и что должен делать, чтобы уменьшить количество таких случаев?
– Хочу сказать, что учителя совершенно правы, когда запрещают школьникам пользоваться мобильниками на уроках. С одной стороны, телефоны плохо влияют на учебный процесс, с другой – дорогие аппараты сверстников вызывают лишнюю зависть у детей менее богатых родителей. А зависть порождает соблазн и самому получить такое же любым способом. Да и сами обладатели дорогих телефонов, не зная реальной цены деньгам, часто просто бросают телефоны без присмотра. Например, из «свежего»: у десятилетней девочки во время уроков пропал мобильный телефон, который она на полтора часа оставила без присмотра на парте. Но это еще не все: мобильный у этой девочки воруют второй раз за последние полгода!
Поэтому мой совет прежде всего родителям: не покупайте слишком дорогие модели детям и объясните им, что телефон нужно иметь постоянно при себе, а не бросать где попало.
– Несколько лет назад в школах начали работать сотрудники охранных фирм. Сохранилась эта практика, и что дает присутствие охранника?
– Насколько я знаю, договоры с охранными фирмами сегодня есть у пяти городских школ и у педуниверситета. В других учебных заведениях – только консьерж или вахтерша, сидящие на входе. Но что они реально могут сделать? Только милицию вызвать. А пока мы доедем, неприятность уже может произойти. К примеру, в прошлом году прямо на территории ООШ №5 у учащегося отобрали мобильный телефон, а уже 3 сентября в эту же школу пришли выпускники и открыто избили старшеклассника. В тех же школах, где есть охрана, подобных случаев нет – охранники и посторонних на территорию не пропустят, и своим не позволят «бучу подымать».
Учительница обратилась в милицию, чтобы защититься от ученицы
– А как быть с проблемой школьного насилия? 65% учащихся так или иначе в своей жизни сталкивались с насилием и жестокостью. Это данные исследования, проведенного весной прошлого года в одной из бердянских школ.
– Проблема школьного насилия сегодня очень актуальна для школ всех стран мира. Самые распространенные случаи – это когда один или несколько детей начинают унижать сверстника или угрожать ему. Чаще всего это происходит на переменах в коридоре или во дворе школы. Когда учителя видят подобное, они обязательно вмешиваются и в конце концов решают проблему, не привлекая наших сотрудников.
– То есть милиция в решении этих проблем не участвует?
– Просто и учителя, и родители не особенно склонны выносить сор из избы и считают, что привлечение милиции – лишь крайняя мера. Поэтому зачастую наши попытки вмешаться наталкиваются на возражения родителей: «Не лезьте, пусть дети сами разберутся». У нас был случай, когда две моих сотрудницы (даже не оперативные работники!) провели профилактическую беседу с двумя 10-11-летними школьниками. На ней присутствовали учитель и заместитель директора школы, то есть все было по правилам. Но после этой беседы родители мальчиков написали жалобы в прокуратуру, мол, на каком основании работники милиции беседовали с нашими детьми.
Тем не менее, когда конфликты между школьниками переходят уже в плоскость физического насилия – обязательно вызывают нас. К сожалению, такие случаи в последний год перестали быть редкостью. Например, на выпускном вечере в одной из школ несколько мальчиков избили одноклассника, был случай, когда один школьник специально сломал руку другому. Один раз вообще две девочки на школьном дворе избили третью. Был еще случай драки между одиннадцатиклассниками, опять на выпускном, так в отношении одного из ее участников было возбуждено уголовное дело.
– Хорошо, что во многих случаях конфликты между учащимися «гасят» преподаватели, но от унижений и оскорблений сегодня не застрахованы и сами учителя. Были ли такие случаи?
– В прошлом году стал известен факт, что в течение двух лет на тот момент одиннадцатиклассница терроризировала свою учительницу: угрожала ей лично, звонила с угрозами по телефону, оскорбляла семью учительницы. Когда учительница уже не могла терпеть издевательств ученицы, обратилась к нам за защитой. Мы составили на учащуюся протокол об административном правонарушении и передали его в суд. Судья вынес школьнице предупреждение, но оно «сработало» лишь ненадолго. Через месяц-полтора эта учительница мне позвонила опять: «Помогите мне, ведь я же не могу ее побить?».
Хотя и случаи, когда учителя бьют учеников, тоже бывают. Но учителя идут на это только от отчаяния, ведь перед школьниками они фактически беззащитны. В прошлом году учитель, которого до этого два года дети просто «травили», даже один раз избили во время контрольной работы, не выдержал и ударил девятиклассника. Так в отношении этого учителя пришлось возбудить уголовное дело.
Права дети знают хорошо, а с обязанностями – «туговато»
– Возможно, во многих случаях дети преступают закон потому, что не знают, что они могут быть наказаны?
– Сколько я общаюсь с детьми, столько продолжаю убеждаться в том, что дети прекрасно знают лишь свои права, а об обязанностях предпочитают просто забывать. На все у них один ответ: «А вы не имеете права». Но часто они ошибаются. Хочу отметить, что за самые распространенные среди несовершеннолетних преступления: причинение средних и тяжких телесных повреждений, убийство, хулиганство, кражи, грабежи, разбои, преступления на сексуальной почве – уголовная ответственность наступает, начиная с 14 лет. Только по «наркотическим статьям» ответственность наступает после 16 лет. Но привлечь к ответственности можно и 11-летнего – направить в спецшколу.
– Много ли детей было направлено в спецшколы? И сколько в Бердянске «криминально-проблемных» детей?
– За последнее время в спецшколу направлены или готовятся к отправлению трое. К примеру, харьковчанин Д. свою первую кражу совершил, когда ему еще не исполнилось 13 лет, был направлен в спецшколу, позже он вместе с родителями переехал в Бердянск, и уже у нас совершил преступление, но суд ограничился «мерами воспитательного характера». Как результат – он и несколько его товарищей шутки ради до смерти избили мужчину (бердянцы его знали как Сашу-баяниста). Есть и другие не менее проблемные дети. Недавно был задержан 14-летний, на счету которого уже как минимум 4 кражи и грабеж. Если говорить в цифрах, то сегодня на учете в ОКМДД состоят около ста человек, 16 из которых были ранее осуждены. Хотя, я уверен, у большинства из этих детей есть нормальное будущее. Как показывает практика, 85-90% из них могут исправиться.
Лучше «работать» на упреждение
– Известно, что проблемы легче предупреждать, чем решать. Это касается и профилактики детской преступности. Есть ли у школ и средне-специальных учреждений заинтересованность в сотрудничестве с вашим подразделением?
– Конечно, все учебные заведения периодически приглашают нас. К слову, сейчас мы проводим оперативно-профилактическую операцию «Урок» – посещаем школы, беседуем с детьми. Все наши сотрудники закреплены за учебными заведениями. Но, включая меня, нас всего шестеро, а только общеобразовательных школ в Бердянске 19. Это большая нагрузка на каждого сотрудника. Да и профилактика – лишь самая малая часть нашей работы, и, занимаясь раскрытием преступлений, мы далеко не всегда можем уделять ей должное внимание.
– В любом случае, есть ли профилактическая работа, или ее нет, последней «линией обороны» остаются родители. Что делать им, как узнать, не ввязался ли их ребенок в какой-либо криминал?
– Как показывает наша практика, дети часто боятся признаться, что стали жертвами преступлений или занимаются чем-то противозаконным. Прекрасный пример этому – у четырех школьников на протяжении двух лет вымогатели постоянно требовали денег. Дети молчали, а когда родители начали что-то подозревать, придумали историю, будто бы на них напали неизвестные. Поэтому родителям не стоит надеяться, что, если их дети попадут в такого рода неприятности, сразу же станут о них рассказывать. Конечно, первое, что нужно сделать, заподозрив неладное, побеседовать с ребенком. Если не получается – обратиться к нам или в службу по делам детей горисполкома. Но и проверять карманы и личные вещи тоже не нужно стыдиться. И если там вдруг окажутся наркотики или оружие – лучше сразу же идти к нам. При так называемой добровольной выдаче мы никого наказывать не будем, но обязательно выясним, откуда они у ребенка. А если родители просто будут забирать те же наркотики, дети станут хитрее – начнут прятать их не в карманах, а в подъезде. Это проблему не решит. Автор: Елена ДЕНИСОВА