Понедельник, 20.05.2024, 01:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Образование » Наше образование

Бердянские мореходные классы

Бердянские мореходные классы

Бердянские мореходные классы

Бердянцы, интересующиеся историей своего города, безусловно, знают, что во второй половине ХІХ столетия в Бердянске функционировало учебное заведение под названием «Мореходные классы», в котором готовили штурманов каботажного плавания и штурманов дальнего плавания или шкиперов каботажных. На этом наши знания о мореходных классах фактически исчерпываются по той простой причине, что информации об этом учебном заведении очень мало.

Автор этих строк в свое время заинтересовался данным вопросом и сегодня готов в подробностях рассказать читателям о бердянских мореходных классах, тем самым перевернув еще одну страницу истории нашего города.

Но прежде я предлагаю, уважаемые читатели, познакомиться с материалами о мореходных классах, которые представлены в трехтомнике «Літопис історії Бердянська очима кореспондентів «Одеського Вісника». Данная информация, доступ к которой мы имеем благодаря трудам бердянских ученых И. И. Лымана и В. Н. Константиновой, только дополнит и разнообразит наш материал о мореходных классах.

«Бердянское городское общество купцов и мещан, собравшееся при городской ратуше 7 октября 1860 г., постановило общественный приговор об открытии в Бердянске навигационнаго класса на основании мнения Высочайше учрежденнаго комитета для развития торговаго флота в империи. Навигационные классы, как известно, открываются в портовых городах в видах образования способных шкиперов и штурманов, для каждаго безплатно и без различия лет и звания; они должны находиться под руководством одного учителя, обязаннаго в течение 3-х шестимесячных курсов (семестров) излагать теоретическия понятия о судовождении; остальное же время должно быть посвящаемо практическим упражнениям в мореплавании. Сообразив этот вопрос с местными обстоятельствами, общество нашло, что устройство в Бердянске навигационнаго класса как общественнаго учебнаго заведения могло бы оказать истинно полезное влияние на развитие торговаго мореплавания: здесь ощутителен недостаток в сведущих и благонадежных шкиперах и матросах на частных судах, а Херсонское училище мореплавания, по своей отдаленности, представляет на этот раз явное неудобство. А потому признательно принимая столь благодетельную правительственную меру, Бердянское общество единодушно изъяснило желание:



1) Чтобы в нашем порте был открыт навигационный класс на тех главных началах, как предполагается устроить при Либавском уездном училище, т. е. чтобы преподавание происходило в доме уезднаго или приходскаго училищ, если к 1-му августа 1861 г. не последует разрешения об открытии уезднаго училища, во избежание издержек на наем особаго дома. Это тем выгоднее, что для приходящих в навигационный класс самое удобное время – послеобеденное, след. по окончании училищных занятий. 2) Чтобы все издержки, какия потребуются при устройстве навигационнаго класса и дальнейшем его существовании, равно и на жалованье учителю в размере, определенном правительством, были отнесены, по примеру Либавскаго порта, на счет поступающих в портовую таможню ластовых казенных сборов, количество которых, по официальным данным, доходит в год до 3.873 р. 89 к. сер. Из этой таможенной суммы, со времени основания Бердянскаго порта, ни разу не было производимо ассигновок. Наконец, 3) Чтобы городское общество было освобождено от всех могущих встретиться излишних расходов…Приговор этот представлен по начальству на утверждение».



Одесский Вестник. – № 139. 20.XII.1860. – с. 662-663.

Какие же выводы можно сделать из вышеприведенного материала? Они, в принципе, очевидны. Правительство России еще в 1860 году инициировало вопрос об открытии в портовых городах навигационных, или мореходных классов с целью развития торгового флота. При этом нужно подчеркнуть, что правительство не навязывало свое решение громадам портовых городов, а предлагало им обсудить данный вопрос, взвесив все за и против, и составить общественные приговоры, то есть вынести свое решение. Следует также обратить внимание уважаемых читателей и на тот факт, что правительство с целью подготовки способных, точнее, высокопрофессиональных шкиперов и штурманов предполагало бесплатное обучение в навигационных классах, без всяких скидок на социальный статус, финансовое положение, возраст, вероисповедание и т.п. учащихся и их семей. Для обучения в навигационных классах к учащимся выдвигался только один критерий – высокий уровень обучаемости и соответствующие знания.

Правда, реализовать идею открытия мореходных классов городу удалось только в середине 1870-ых.

«В заседание думы 2 августа интерес был сосредоточен на вопросе об «открытии в Бердянске мореходнаго училища». На ходатайство управы получено разрешение открыть училище, о чем управа и докладывает думе. По предложению городскаго головы избраны были четыре попечителя этого училища: начальник города, капитан І ранга Шмидт, агент р. о. п. и. т. Александров, Петрич и шкипер Джурас. Выбор этот нельзя не признать удачным, так как избранные более или менее знакомы с тем делом, для заведывания которым избраны.

Мореходное училище откроется отчасти на средства города, а отчасти на правительственныя средства: всего потребуется на училище 2.000 руб., из которых 1.000 руб. даст город, а другую половину – правительство.

С открытием этого училища город может похвалиться образовательными средствами».



Одесский Вестник. – № 216. 3.X.1876. – с. 3 – 4.

Информация, с которой мы только что ознакомились, по своему содержанию нова и интересна прежде всего тем, что читатель впервые имеет возможность познакомиться с составом первого особого попечительного комитета, четыре члена которого избирались по постановлению Бердянской городской Думы на четыре года. К сказанному следует также добавить, что всего было шесть постоянных членов комитета, в 1876 г. – заведующий классами прапорщик флотских штурманов А. Г. Жуков и один из преподавателей по найму.

«С прекращением навигации и экспорта зерновых продуктов из нашего порта начались занятия в мореходном классе с половины ноября. Основанный более десяти лет назад и содержимый на средства казны и городскаго общества, мореходный класс подготовляет моряков к получению дипломов на звание штурманов и шкиперов разных степеней. Испытания производила до прошлаго года местная экзаменационная комиссия, но затем таковая была закрыта и учреждена в г. Севастополе. В настоящем году поступило уже 25 учеников, прием еще продолжается».



Одесский Вестник. – № 346. 25.XII.1887. – с. 3.

Как видим, уважаемые читатели, материалов о Бердянских мореходных классах действительно немного, да это и понятно: со дня их основания прошло ни много ни мало – 135 лет. Но мы, как и обещали, восполним данный пробел в истории нашего города, взяв за основу подробного рассказа о мореходных классах в Бердянске отчеты попечительного комитета за 1895 и 1897 г г. и обобщим их. Это позволит нам не только в деталях понять, что же представляло из себя данное учебное заведение, но отчасти окунуться в атмосферу далекой старины, совершив небольшое путешествие в прошлое нашего города.



Мореходные классы по состоянию на 1895 год

Бердянские мореходные классы 2-го разряда состоят из двух классов: один для подготовки на звание штурмана каботажного плавания, другой – на звание штурмана дальнего плавания или шкипера каботажного.

В настоящее время классы находятся в ведомстве Министерства народного просвещения, а заведывание классами на уровне города возложено, согласно положению о мореходных классах, на особый попечительный комитет.

Классы и квартира заведующего мореходными классами размещаются в наемном кирпичном доме г-на Пономарева на Новой улице за 700 руб. в год, без отопления. Помещение состоит из двух классов, библиотеки, кабинета для моделей, учительской, такелажной мастерской и двух прихожих для одежды.



Средства классов

На содержание Бердянских мореходных классов выделялось в распоряжение попечительного комитета 1000 руб. от правительства, 1500 рублей от города и 50 рублей, присланных в пособие классам судохозяином Г. Казанджиевым.



Состав комитета

В 1895 году комитет состоял из председателя – управляющего таможнею коллежского советника В. П. Полянского и членов: городского судьи С. С. Бычихина, шкипера дальнего плавания Г. И. Кралевича, трех судохозяев: А. Ф. Петрича, К. К. Исаева, И. М. Эйриха, последний дополнительно исполнял еще и обязанности казначея комитета.

Членом комитета также являлся и заведующий мореходными классами корпуса флотских штурманов капитан Владимир Маркович Клюев, который дополнительно вел и делопроизводство.



Состав преподавателей.

Характеризуя преподавательский состав, следует отметить, что штатным старшим преподавателем был заведующий морскими классами корпуса флотских штурманов капитан В. М. Клюев. Он преподавал плоскую и сферическую тригонометрию, навигацию, астрономию, морскую практику и лоцию.

Остальные преподаватели в своем большинстве работали по найму: инспектор городского училища И. В. Дьяченко преподавал арифметику, геометрию, алгебру, географию и русскую грамматику. Священник И. С. Диковский – Закон Божий. Техник Н. Я. Пинский – пароходную механику. Штурман дальнего плавания И. И. Прохоров – морскую практику, лоцию и такелажную работу в младшем классе.

Отдельные преподаватели работали в морских классах бесплатно: врач титулярный советник В. А. Самсонов – преподавал медицину, а старший корабельный смотритель коллежский асессор М. Я. Пинский – законоведение. Следует также отметить, что среди преподавателей не назван учитель итальянского языка, при этом в отчете за 1897 г. эта должность указана как вакантная.



Состав учеников

На 1-е января 1895 года всех учеников числилось 31 человек, которые распределялись следующим образом.



По классам:

В младшем классе – 15 человек

В старшем классе – 16



По вероисповеданию:

Православных 23 человека

Католиков 5

Лютеран 1

Иудеев 2



По сословиям:

Сыновей дворян и чиновников 7

Мещан 21

Иностранцев 3



По возрасту:

От 15-ти до 19 лет – 11 человек

От 19-ти до 21 года – 12

От 21-го до 30 лет – 8



По месту постоянного жительства:

Бердянских 23 человека

Города Бирюч, Воронежской губ 1

Ростовских-на-Дону 2

Таганрогских 1

Ейских 2

Старочеркасских 1

Вольских, Саратовской губ 1

Проводя анализ учащихся по месту их постоянного жительства необходимо отметить, что в Бердянских мореходных классах учились жители многих городов России, были даже из Москвы, а кроме того, среди учащихся было немало иностранцев, и это на, наш взгляд, свидетельствует о высоком уровне преподавания, поэтому не случайно многие ученики предпочитали мореходные классы в Бердянске другим городам.



По роду должности на судне:

Практику ученики проходили на парусных и паровых судах во внутреннем и заграничном плавании.

Из них 22 человека ходили на парусных судах, 5 человек на заграничных паровых и 4 человека на пароходах внутреннего плавания.

Поведение учеников, а также их стремление в совершенстве освоить морскую науку, по отзывам преподавателей и шкиперов, под командою которых они ходили в плавания, вполне заслуживают полного одобрения.



Учебные занятия:

По случаю ранней навигации занятия в классах начались с 15 ноября 1894 года и продолжались до 10 марта 1895 года ежедневно (за исключением воскресенья) с 8 ½ часов утра до 3-х часов пополудни.



Число уроков в I-м классе в неделю:

По арифметике 3 урока

Закону Божьему 1

русскому языку 3

геометрии 2

алгебре 1

тригонометрии 2

географии 3

навигации 2

лоции 2

морской практике 2

такелажной работе 2

медицине 1



Число уроков в II-м классе в неделю:

По тригонометрии 5 уроков

астрономии 4

навигации 5

механике 2

морской практике 2

лоции 2

законоведению 1

международным сигналам 1

итальянскому языку 2

О состоянии библиотечного фонда и учебных пособий морских классов можно сделать вывод исходя из номенклатуры основных позиций и их количества:

– учебников – 145 шт.;

– книг для чтения – 237 шт.;

– морских таблиц – 17 шт.;

– атласов и карт – 28 шт.;

– портретов и картин – 8 шт.;

– образов – 3 шт.;

– глобусов и моделей – 11 шт.,

– флагов для сигналов – 42 шт.;

– морских учебных инструментов – 41 шт.

которые в своем большинстве были подарены классам благодарными выпускниками и частными лицами в виде пожертвования.



Правительственная испытательная комиссия:

В 1895 году испытательная комиссия, как и прежде, проводила экзамены на право плавания в звании шкиперов и штурманов в мореходных классах, куда явились на испытание окончившие курс ученики Бердянских мореходных классов А. Помикосов, М. Левин, Н. Кучеренко, П. Распопов, К. Руденко, П. Зиновьев, А. Коломийцев, Д. Джурашевич, М. Эйрих, Х. Перльструз, Ф. Петрич, Н. Попов, Г. Метакса-Зизо и И. Буданов.

Комиссия, организованная Его Превосходительством Таврическим Губернатором, по соглашению господина попечителя одесского учебного округа и главного командира Черноморских и Азовских портов, состояла из председателя: начальника города и порта Бердянска статского советника Е. А. Завалишина и членов: учителя математики мужской гимназии коллежского советника А. И. Кирилова, заведующего Бердянскими мореходными классами капитана В. М. Клюева, шкиперов дальнего плавания И. Л. Постарино и Г. И. Кралевича, судохозяина С. С. Шубенко и купца 1-й гильдии А. П. Уколова.

Кроме указанных лиц, председателем был приглашен присутствовать инспектор городского училища И. В. Дьяченко, и разрешено было принять участие в испытаниях вольному штурману В. З. Избаш.

Испытательная комиссия, проверив все требуемые документы подавших прошения, подвергла испытанию вышеназванных лиц: А. Помикосова – 20 л., М. Левина – 25 л., Н. Кучеренко – 24 л., и удостоили их звания штурмана дальнего плавания, а А. Помикосов дополнительно еще был удостоен награды комитета за прилежание и успехи. Остальных: П. Распопова – 21 г., К. Руденко – 21 г., П. Зиновьева – 23 л., А. Коломийцева – 21 г., Д. Джурашевича – 22 л., М. Эйриха – 21 г., Х. Перльструза – 21 г., Ф. Петрича – 25 л., Н. Попова – 23 л., и Г. Метакса-Зизо – 30 л. – удостоили звания штурмана каботажного плавания, что же касается до штурмана каботажного плавания И. Буданова – 22 л., то в виду недостаточного практического знакомства с угломерными инструментами комиссия не нашла возможным удостоить его званием штурмана дальнего плавания.

К сказанному следует также добавить, что с учетом тринадцати учеников, выпущенных в 1895 году, мореходные классы за период с 1876 по 1895 г. Г. окончило всего 119 учащихся, среди которых преобладали бердянцы и в основном дети мещан. Хотя среди учащихся встречаются и дети дворян, чиновников, почетных граждан и даже был один барон. Возраст выпускников колебался от 18 лет до 63. При этом требования ко всем учащимся были одинаковы, и как результат – из стен бердянских мореходных классов выходили специалисты высокого уровня, которые в последующем составили элиту торгового флота России.

К сожалению, традиции бердянских мореходных классов в советский период были утрачены. Автор: Александр СОПНЕВ, Директор ООО «Азовгидромаш»







Другие статьи по теме:

Как стать приемными родителями научат органы опеки и попечительства
Как стать приемными родителями научат органы опеки и попечительства

В ДЮСШ отдела образования представлен новый директор

«Моя жизнь в лесу и дома»

Компас в мире знаний
Компас в мире знаний

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Наше образование | Поместил: Viktor (19.09.2014)
Просмотров: 1172 | Теги: лето, ученики, образование, класс, город, комиссия, капитал, комитет, учителя | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Новости игрового мира]
Crystals Digger: описание и особенности увлекательного игрового автомата (0)
[Отдых в России]
Чтобы получить новогоднее настроение, приобретите сертификаты на Новогодние СПА от компании SPbThai (0)
[Полезные советы]
А вы делаете покупки с применением промокодов? (0)
[Бизнес и финансы]
Изготовление и реализация флагштоков на заказ в компании «ФЛАГ.РУ» в Москве (0)
[Отдых в России]
Путевка в лечебный санаторий (0)
[Здоровье]
Как делается тайский массаж травяными мешочками (0)
[Строительство и ремонт]
Современные квартиры в новостройках Владивостока (0)
[Отдых в России]
Комфортабельные и вместительные автобусы, микроавтобусы арендуйте в компании BUS STANDART (0)
[Строительство и ремонт]
Заказывайте автоматические выключатели в литом корпусе TD 100Н серии Susol на официальном сайте компании АльфаИнжиниринг (0)
[Советы автомобилистам]
Два варианта получения прав на погрузчик (0)
[Строительство и ремонт]
С компанией «ЛенГаз СПб» в вашем доме будет тепло и комфорт (0)
[Бизнес и финансы]
Как выглядит эталон объявления в Яндекс Директ (0)
[Спортивные новости]
Взрослый мужской велосипед (0)
[Отдых в России]
Покупка горного велосипеда (0)
[Спортивные новости]
Подробная инструкция по выбору качественного велосипеда (0)
[Вредные привычки]
Реабилитационный центр Reban спасёт любого от алкогольной, наркотической и иной зависимости (0)
[Строительство и ремонт]
Раздвижные межкомнатные перегородки (0)
[Советы автомобилистам]
Подбираем газоанализатор DRAGER на сайте drom-service.ru (0)
[Товары для дома]
Что такое печи длительного горения? (0)
[Полезные советы]
Ветеринарная служба МОСВЕТЦЕНТР (0)
 


Самые читаемые статьи

ТАЙНАЯ КРАСОТА КЛЕОПАТРЫ (1)
Как оборудовать спортивный уголок для ребёнка дома? (0)
Северный полюс (0)
DreamFall: Бесконечное путешествие (3)
НЛО - это энергетические сгустки? (1)
Советы по лечению суставов (1)
Из Петербурга в Орск через Париж на автомобиле (1)
Что ждет российскую санаторно-курортную систему (0)
Томатная диета (0)
Яблоки полезны для сердца. Каждый день! (0)
Здравствуйте, Андрей Валерьевич! (4)
Как «Пегас туристик» спас 220 жизней (0)
Как на АЗС заправиться до полного бака? (1)
Как рассчитать расход топлива, используемого транспортным средством? (1)
ЛЕТНЯЯ ДИЕТА (0)
Красивые губы (0)
BMW 328i (0)
Kia Спортейдж (0)
Россияне отказываются от отечественных автомобилей (0)
Разновидности пришельцев (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024