Читать об Оде наверное интересно только владельцам Оды или желающим приобрести свой первый в жизни автомобиль, а денег не хватает. Для остальных это уже не актуально. Во всех отзывах мы кому-то доказываем, что Ода тоже автомобиль. Итак, почему я стал Ижеводом? Во-первых, я сел за руль в 50 лет. Во-вторых, я не знал, как у меня сложатся отношения с автомобилем. Если бы у меня была склонность к автомобилю, я уже давно бы его имел. В-третьих, денег хватало только на Оду, вазовская классика не рассматривалась. Я выбирал не старую Оду с минимальным пробегом. При первом просмотре меня поразил знак «Лада» на рычаге коробки передач и на руле. В движении на грунтовой дороге слышался рой сверчков. От такой эклектики я отказался.
На втором просмотре я увидел Оду с новой панелью приборов, с двигателем ВАЗ-2106, со знаками ИЖ, без сверчков, ухоженную, помытую, возрастом 2 года, с пробегом 20 т. км, тёмно-зелёного цвета. И я влюбился в неё с первого взгляда. К тому же прилагался второй комплект зимних шипованых колёс на дисках. После оформления бывший хозяин довёз меня до дома, потому что после 30 часов вождения в автошколе водитель я был никакой. Я смотрел из окна на своё приобретение и думал, ну зачем мне это надо. Но никуда не денешься, пришлось постепенно привыкать и учиться. Книги технического описания на этот конкретный автомобиль не было.
Сразу не понравилась очень тугая педаль сцепления. хозяин поэтому протёр дырку в коврике и в накладке педали. Хорошо, что в Интернете было много информации по Оде. Оказалось, что это заложенная в конструкцию особенность Оды с вазовским двигателем. Главный цилиндр сцепления был ижевский диаметром 22 мм, а рабочий цилиндр был вазовский диаметром 19 мм. Поэтому и усилие к педали нужно было прилагать значительно большее. У цилиндров от классики диаметры одинаковые 19 мм. Я встречал несколько раз женщин за рулём Оды 1, 6. Не представляю, как они бедные ездят, особенно в пробках, наверно переделали сцепление. И я тоже решился заменить гидропривод сцепления. Глаза боятся, а руки делают. В магазинах есть любые запчасти для классики.
Самым сложным было разметить и просверлить новые отверстия для крепления главного цилиндра. Для этого пришлось вырезать картонный шаблон. В качестве шайбы под шток точно подошла советская монета в 15 копеек. Нужно только просверлить отверстие. Всё остальное получилось легко и красиво, даже сам не ожидал. Педаль стала нажиматься даже рукой.
Затем датчик уровня топлива стал показывать всегда ноль, утонул поплавок. Очень неудобно отслеживать остаток топлива по пробегу. Пришлось менять датчик уровня. Опять благодаря информации из Интернета. Отключил аккумулятор. Чтобы приподнять заднюю левую часть заехал левым задним колесом на бугор за бордюром, снял запасное колесо, отключил провода датчика, снял резиновый шланг топливопровода, отвернул короткой шлицевой отвёрткой пять винтов М4 из медного сплава. Снял старый датчик, поплавок был заполнен бензином. Поставил новый датчик, винты поставил другие, М4 с шестигранной головкой под ключ, легче заворачивать. Включил – датчик работает. Уже легче.
Умер старый аккумулятор. Поддержал отечественного производителя, купил – К…д. В мороз –30 градусов он замёрз. Пришлось купить ещё один – V…a. Теперь у меня зимний и летний аккумулятор. Так получилось. Я их через три месяца подзаряжаю и меняю. Оказывается очень удобно. Всегда на борту нормальное напряжение. Заменил электромагнитный клапан ЭППХ. Подрегулировал микровыключатель. Появился повышенный уровень напряжения генератора до 15 В. Заменил регулирующее устройство.
Появились провалы напряжения до 10 В. Были разные подозрения. Самое худшее – генератор. Но опять помог Интернет. Причина оказалась простой. Отвернул гайку плюсового вывода генератора, зачистил контакты, шайбы, гайку поставил новую. Напряжение стало нормальным. Визг из под капота при начале движения на оборотах около 2000 устраняется подтягиванием или заменой ремня генератора.
Проблема с тормозами. При вскрытии правого заднего тормозного барабана оказалось неправильно установлена одна колодка, не зафиксирован хвост колодки под скобой. А я так проехал 15 т. км. Ёще при вращении фланца правой полуоси обнаружился визуально заметный эксцентриситет на 3-4 мм. Встречал подобное в и Интернете, но объяснения этому заложенному в конструкцию биению не нашёл. Может это явный брак, а может так надо? На ходу и при торможении никаких биений не ощущается. Может это для повышения проходимости?
Загорелся сигнал аварийного состояния тормозной системы. Знаю, что с тормозами всё в порядке. Прошёл техосмотр, по-настоящему. Виновата конструкция сигнального устройства. К тому же сигнал работает параллельно со стояночным тормозом. Решил выровнять давление в контурах, как описано в литературе. Педаль тормоза была поджата куском доски. На главном тормозном цилиндре отвернуть гайки трубопроводов не удалось, а на самом сигнальном устройстве они отвернулись легко. В процессе выпуска тормозной жидкости из контуров толкающий шарик то выходит, то утапливается. В результате манипуляций сигнал погас. Но мне показалось, что работает сигнальное устройство как-то вяло, щелчка не слышно, и есть какая-то зависимость от атмосферного давления.
Смысл устройства действительно аварийный – утечка жидкости из одного из контуров торможения. Хотя при одновременном разрушении обоих контуров устройство не сработает. А в автосервисе предложили просто отключить провод от датчика сигнального устройства.
Следующий мелкий глюк – не работает автоматический сбрасыватель сигнала поворота. Но только в одну сторону, в другую работает. Пока не разбирался. Плохо работают стеклоподъёмники, особенно задние, даже не хочется открывать. И лезть всё это разбирать не хочется, потому что вся конструкция двери плохо приспособлена для сборок-разборок.
Долго пришлось регулировать водительскую дверь, подкладывать шайбы под петли, чтобы закрывалась тихо, герметично и не цепляла замком за фиксирующий стержень.
К 25 000 км прогорела труба глушителя. Заменил полностью. Говорят, что это расходный материал. Мелкий тюнинг. Из голенищ сапог любимой женщины получается отличный кожух на рычаг коробки передач. Выкраивается 1: 1 по старому дерматиновому. И остаётся ещё материал обтянуть пластмассовую рукоятку стояночного тормоза, она у меня треснула.
На воздухозаборник вентилятора тоже пришлось сделать две фигурные сетчатые рамки. Надоело слушать шорох листопада во время езды. Вырезаются из двух слоёв линолеума. Между ними вклеиваются два слоя сетки. Крепятся на двусторонний скотч. Как видите, необъятное поле деятельности для оч. умелых ручек.
Хорошая машина Ода. Но не даёт расслабиться. Когда кажется, что вот, наконец-то всё работает, вдруг по какому-то закону Мерфи что-то вылезает. Обычно мелочь. Но заставляет беспокоиться. Особенно педантов, которым нужно, чтобы всё работало. Однако, есть у Оды и неоспоримые достоинства. Очень прочный передний бампер и противоударные брусья под ним. Когда я въехал в заднюю часть Оки, которая меня подрезала (символическая встреча двух народных автомобилей), задний бампер Оки рассыпался как яичная скорлупа, и багажника Оки тоже не стало. К моему глубокому удивлению, у моей Оды остались только лёгкие косметические царапины на бампере и декоративной решётке, и небольшая вмятина на крыле. А на Оку было жалко смотреть.
У Оды очень хорошая управляемость. Это спасло нас от серьёзной аварии. Рано утром в начале января мы уезжали из Белоруссии. Снега не было. Темно как ночью. Деревня. Скорость 60 км/час. Навстречу автомобиль. Ближний свет. Разъехались. Не успев переключиться на дальний, я увидел перед собой лошадь с телегой, занимающей треть полосы, а сам хозяин шёл по обочине. Последняя мысль была, что тормозить уже поздно и бесполезно. Оглобля телеги шла прямо в пассажирское сиденье.
Дальше мистика. До лошади оставался один метр. Кто-то внутри меня резко рванул руль влево и через мгновенье сразу вправо. Машина качнулась вправо влево, и осталась на дороге. Мы сбросили скорость и надолго замолчали, обдумывая, где бы мы могли сейчас быть и насколько опасно ездить ночью. И о чём думал тот белорусский крестьянин, который ехал без всяких опознавательных знаков по встречной полосе.
Основной пробег на трассе. Обычная скорость 90-120. Конечно, все стараются меня обогнать. А я и не сопротивляюсь. Уже понял, что гонка на дороге может плохо кончиться. Выше 130 не пробовал. Но уже на этой скорости во всей машине чувствуется напряжение, как у самолёта на взлёте, коробка или мост своим воем предупреждают, что быстрее уже не надо. Шум такой, что музыку можно выключить.
Двигатель 2106 вынослив и надёжен. Основной пробег у меня по Ленинградской области, средней полосе России, Белоруссии и Украине до Чёрного моря, это по 100, 200, 300, 1300, 2400, 4400 км. Средний расход 7, 3 л. Бензин 92 из случайных приличных на вид заправок. При замене свечей на электродах обнаруживается красно-рыжий нагар. Значит, если верить руководству по эксплуатации, везде бензин имеет повышенное содержание тяжелых металлов (свинца?). Розовая мечта – доехать на Оде до Тихого океана.
В целом, считаю, что мне попал хороший экземпляр Оды. Она всегда готова к движению, на неё не обращает внимания ГАИ, её не страшно оставить в лесу, в неё помещаются почти любые стройматериалы. Вот только комфорт минимален. Поэтому в будущем хотелось бы иметь иномарку. Всё-таки в иномарке больше комфорта, надёжности и престижа. Поездка 12-15 июня 2008 г. СПб-Пушкинские горы-Полоцк-Витебск-СПб. По асфальтированным, грунтовым, гравийным, сельским дорогам. Всего 1600 км. Без проблем.
После поездки заменил резиновые гофро-трубы от воздушного фильтра к карбюратору.
Очень хорошо, что в Петербурге появился хороший специализированный магазин Иж+Ода+АЗЛК, там можно купить или заказать всё. Не сообщаю адрес, чтобы не посчитали это рекламой. Но качество новых запчастей оставляет желать лучшего.
И в заключение о самой последней поездке из СПб в Крым от Севастополя до Феодосии в июле-августе 2008. Пройдено 5300 км по любым дорогам России, Белоруссии, Украины. В очередной раз Ода показала свою выносливость. Ничего не ломалось. Единственный момент: на полпути от Севастополя до Феодосии стала кратковременно пропадать тяга до 60 км/час, затем вдруг появлялась. Как будто не поступало топливо. И так на протяжении 100-150 км. Ближе к Феодосии и на обратном пути из Крыма такого эффекта больше не наблюдалось. Предположительно (из Интернета) причиной могло быть образование паровых пробок в бензонасосе из-за перегрева. Новые резиновые гофро-трубы от воздушного фильтра к карбюратору прослужили чуть более месяца.