Лето - так уж устроена наша жизнь - весьма редко балует нас социально-значимыми событиями. Жара, понимаете ли, всем в отпуска хочется, к морю и золотому песку... Но, если что-то запланировано у нас в Минтрансе министром Георгием Кирпой, а потом еще и указом Кабмина под особым контролем находится - то так тому и быть : вот и первый в Украине скоростной поезд "Столичный экспресс", как и ожидалось, был пущен в июне 2002 года по маршруту Киев-Харьков. Пущен строго по графику. И никаких отступлений от запланированной даты не произошло, хотя, как прогнозировали скептики, они, т. е. отступления и корректировки даты пуска, быть могли.
Пуск скоростного поезда долгое время откладывался. То конфликт между Южной железной дорогой и властями Полтавы из-за моста разгорится, то на Крюковском заводе проблема с вагонами возникнет. Кое-кто уже начал сомневаться : мол, не сдержат своего слова железнодорожники и не откроют скоростное движение, как обещали, в июле . Хоть и с задержкой, а экспресс все-таки в путь с места тронулся. Возможно, это событие когда-нибудь будет внесено в учебники истории. Ведь оно определяет стратегию развития транспортной отрасли Украины на многие годы вперед. Стратегию, в которой главное - скорость и новые технологии. Не удивительно, что благославлять в путь новый поезд в Харьков приехал лично Президент Леонид Кучма. Он и стал первым пассажиром «Столичного экспресса».
Журналисты, которые присутствовали на этом событии, услышали из уст первого лица государства буквально следующее : »Сегодня получил большое удовлетворение. От всего, что увидел в Харькове, на железной дороге : от сервиса, которым решили побаловать пассажиров создатели «Столичного экспресса». Это же не только для Президента, это ведь - для людей, что бы им удобно и комфортно было».
Что правда, то правда : купе в первом классе «Столичного экспресса» рассчитаны на 3,4 и 6 человек. Все вагоны оснащены различной бытовой техникой: кондиционерами, телевизорами, микроволновыми печами, на каждом пассажирском месте предусмотрено индивидуальное освещение и кнопки вызова проводника.
Проводники в новом поезде не будут предлагать пассажирам традиционные, уже набившие оскомину, чай и кофе. У проводников, кстати, одетых в очень симпатичную униформу, совсем другие задачи: наблюдение за показаниями диагностической аппаратуры. А всевозможные напитки и еду пассажирам будет предлагать персонал вагона-бара.
К тому же, улыбчивые симпатичные девчата, работающие проводницами "Столичного экспресса", будут более приветливыми и аккуратными, чем их «товарка « Верка Сердючка : все они прошли специальные курсы общения с пассажирами, а многие из девчат вообще владеют иностранными языками.
Теперь, собственно о самом «Столичном экспрессе», которому присвоен номер 161\162.
По пути следования от Харькова до столицы нашего государства он будет останавливаться на 20 минут в Полтаве для замены электровоза на тепловоз и на две минуты в Миргороде. Максимальная скорость "Столичного экспресса" в пути - 140 км/час.
Как заявил во время пуска экспресса Министр транспорта Украины Георгий Кирпа, в ближайшие два-три года продолжится электрификация железнодорожных путей на участке Харьков-Полтава, а также будет модернизирована вагонная тележка, что позволит увеличить скорость нового поезда примерно до 160 км/час и сократит время пребывания пассажиров в пути до 4 часов.
Расстояние между Киевом и Харьковом «Столичный экспресс» преодолеет за 5,5 часов. Для примера : фирменный поезд по этому маршруту идет 10 часов. Это на 1,5 часа меньше, чем автобусом "Аэросвит" . Кроме того, это несколько дешевле, так как билет на автобус стоит 51 гривну.
Стоимость билетов в вагоны первого класса «Столичного экспресса» - 46 гривен 97 копеек, второго класса - 30 гривен 50 копеек. Для сравнения : билеты на фирменный поезд №63 Харьков-Киев в купейный вагон стоят 45 гривен. Окупаемость рейса, по словам Георгия Кирпы, будет достигаться при 70% заполняемости экспресса.
Глава транспортного ведомства проинформировал Президента Украины и журналистов, что на создание скоростной железнодорожной магистрали, которая соединила прежнюю и нынешнюю столицу Украины
, уже потрачено около 300 миллионов гривен. Средства вкладывались в разработку и приобретение вагонов, модернизацию железнодорожного полотна, благоустройство всех станций и полустанков на всем протяжении маршрута.
Железнодорожное начальство проинформировало журналистов, что программа скоростного движения поездов в Украине является одной восьми приоритетных, разработанных "Укрзализныцей". Транспортники, стремясь привлечь потребителей, намерены сокращать пребывание пассажиров в пути.
В целом программа развития скоростного движения поездов в Украине предполагает покрытие шести основных направлений скоростными магистралями, которые смогут обеспечить скорость движения поездов до 200 км/час.
В рамках программы предполагается в первую очередь выпрямление действующих железнодорожных линий с целью создания условия для эксплуатации на них современной железнодорожной техники.
В настоящее время железные дороги Украины осуществляют около 90% грузовых перевозок и 60% -- пассажирских.
Чистая прибыль "Укрзализныци" за 10 месяцев текущего года составила 184, 8 миллионов гривен, тогда как за аналогичный период минувшего года ее убытки достигали 879 миллионов гривен. Перемены к лучшему заметны не только пассажирам.
Непосредственно сразу же после пуска «Столичного Экспресса» Президент Украины Леонид Кучма своим Указом присвоил почетное звание "Заслуженный работник транспорта Украины" группе работников этой сферы : они отмечены за весомый личный вклад в развитие железнодорожного транспорта, ввод в действие первого скоростного поезда Киев-Харьков "Столичный экспресс".