…Зрелище было кошмарным и поражающим воображение одновременно. Находящиеся тем июньским вечером на собственных участках жители поселка Октябрьский буквально остолбенели, увидев летящий над их огородами темный автомобиль, перевернутый вверх колесами. Впоследствии выяснится, что предшествующее полету столкновение и последующее "приземление" авто стоили одному из пассажиров - молодому мужчине - и мирно пропалывающей грядки женщине самого дорогого - жизни.
Как выяснилось на судебном процессе под председательством федерального судьи Н. Ю. Гонтарь, события 11 июня 2008 года развивались следующим образом.
Житель деревни Подгороднее И. С. Сергеев, 1969 года рождения, работающий водителем и имеющий восьмилетний водительский стаж, на своем "Москвиче", приобретенном им несколько месяцев назад, возвращался из Твери, куда ездил вместе с приятелем. Перед Старицей их остановили два торопчанина, добиравшиеся перед праздничными днями на попутках из Твери, и попросили их подвезти.
Как показали свидетели, "Москвич" следовал со средней скоростью 120 км/час, но на короткие промежутки Сергеев разгонял автомобиль и до 160 км/час. После поворота с трассы на Торопец скорость оставалась прежней - от 95 до 120 км/час и более.
На прямой перед поселком Октябрьский и водитель "Москвича" и пассажиры заметили двигавшуюся в попутном им направлении иномарку. Других встречных или попутных автомобилей в этот момент на дороге не было. По словам Сергеева в суде, впереди идущий автомобиль никаких маневров не совершал и сигналов о намерении их совершать не подавал. Когда до него оставалось метров 50-60, Сергеев включил сигнал поворота "налево", перестроился на полосу встречного движения и начал обгонять иномарку. Однако она резко повернула влево.
Находившаяся за рулем той самой иномарки "Хундай" Г. А. Кокина, которая с мужем и подругой сына ехали к нему на присягу, где точно находится воинская часть сына, не знала. Поэтому ехала она со скоростью не более 90 км/час, чтобы спокойно сориентироваться и не пропустить нужный поворот. Когда увидела вдали знак в виде звезды, сбавила скорость. После предупреждающего знака "примыкание второстепенной дороги слева", проехав несколько метров, включила сигнал поворота "налево" и еще скинула скорость, траекторию движения не меняла, двигалась по своей полосе. Затем вновь постепенно сбавляя скорость, перестроилась на середину проезжей части для осуществления поворота. На расстоянии 10-15 метров от поворота Кокина смотрела в зеркало заднего вида и видела на расстоянии более 50 метров от нее (то есть на расстоянии, достаточном для осуществления маневра поворота налево) движущийся в попутном направлении, следом за ней, автомобиль. Никаких намерений совершить обгон Кокина у него не заметила. Поэтому стала спокойно, со скоростью 10-15 км/час, поворачивать налево, в поселок Октябрьский. Когда передняя часть ее автомобиля уже находилась за перекрестком, женщина услышала со своей стороны дороги визг тормозов и почувствовала удар. От испуга она закрыла глаза, когда открыла, увидела, что ее автомобиль отбросило на обочину, к металлическому ограждению.
Произошедшую аварию от начала до конца наблюдал А. В. Павлов, стоявший на автобусной остановке у поворота в поселок Октябрьский. Свидетель увидел приближающуюся белую иномарку, а следом за нею двигавшийся на большой скорости "Москвич". Он стал было "голосовать", но прекратил это занятие, потому что иномарка за несколько метров до "звезды" стала показывать левый поворот. Поворот осуществляла достаточно медленно и скрупулезно. В тот момент, когда "Хундай" развернулся под прямым углом к основной дороге, к нему стремительно приблизился "Москвич". И хотя "Москвичом" были предприняты попытки избежать столкновения, результата они не принесли. После столкновения "Москвич" приподнялся в воздухе, его развернуло, он ударился в металлический забор, снес забор и влетел в огород, где приземлился на свою крышу. Павлов подбежал к автомобилю и увидел слева от него лежащего на земле мужчину в милицейской форме без сознания, рядом лежала пожилая женщина, до момента аварии пропалывавшая грядки на своем огороде, она кричала.
Через день от полученной вследствие аварии травмы груди с множественными двухсторонними переломами ребер, разрывами ткани легких женщина скончалась. Молодой человек, не приходя в сознание, умер в результате закрытой черепно-мозговой травмы через 10 дней.
В ходе судебных исследований, свидетельских показаний и данных автотехнической экспертизы было установлено, что непосредственная и реальная предпосылка данного ДТП была создана водителем Сергеевым, который выбрал скоростной режим движения, не соответствующий реальным дорожным условиям. Это привело к неадекватной оценке этим водителем дорожной обстановки и совершению им действий, не соответствующих требованиям Правил дорожного движения.
Утверждения подсудимого Сергеева о его невиновности, о том, что опасную ситуацию создала автомашина "Хундай", не нашли в суде подтверждения. Напротив, они были опровергнуты свидетелями, не заинтересованными в исходе дела.
Суд учел характер и степень общественной опасности содеянного, отсутствие судимостей, положительные характеристики с места жительства и работы подсудимого, а также то, что вину свою в совершении преступления он не признал, в содеянном не раскаялся, мер к заглаживанию вреда, причиненного его действиями потерпевшим, не предпринимал, и назначил И. С. Сергееву наказание в виде лишения свободы на срок шесть лет с отбыванием в колонии-поселении. В пользу потерпевших суд принял решение взыскать с И. С. Сергеева компенсацию морального вреда на общую сумму 530 тыс. рублей.
Данный приговор Торопецкого суда был обжалован осужденным и его защитником.
Государственный обвинитель также вынес представление на данный приговор, полагая, что назначенное судом наказание чрезмерно суровое. Кассационная инстанция посчитала, что Торопецким судом тщательно проанализированы все доказательства, они оценены в совокупности, на основании чего обоснованно сделан вывод о виновности Сергеева. Но с учетом мнения Торопецкой прокуратуры и отсутствием отягчающих обстоятельств приговор изменен - срок лишения свободы снижен до 4 лет. Суммы компенсаций морального вреда оставлены без изменения.
Однако никакое наказание и никакие деньги не вернут семьям родных людей, смерть которых стала результатом бравады и лихой езды.