Если в Волгограде мосты танцуют, в Хакасии рушатся, то в Минусинске мосты дрожат. В прямом смысле слова. Точнее не все, а лишь один, что по улице Тимирязева, в районе ССК (сельского строительного комбината). Хотя, если так пойдет дальше, то в "лихорадку" бросится и другой, который ведет из новой в старую часть. Но не будем о плохом.
Эта "веселая" переправа позволяет без лишних усилий перебраться не только на другую сторону города: в "кедровник" – коттеджный микрорайон, но и в Шушенское, Ермаковское и даже Кызыл. И если он все-таки в один прекрасный день рухнет, то проблем будет множество. Самая небольшая из них – неудобства горожан, которым придется делать большой крюк через старый город. Другого пути, увы, нет.
Хватит, надоело
Прогнозировать, сколько людей может пострадать и погибнуть в тот момент, когда мост скажет: "Хватит, надоело! " – даже не стоит. Ежедневно по нему проезжает далеко не одна тысяча автомобилей и проходит не одна сотня человек. Велосипедистов и мотоциклистов в счет мы даже не берем. Возведенное в 1963 году архитектурное сооружение за свои почти полвека ни разу не ремонтировалось. А ездят по нему не только легковушки, но и автобусы, тракторы, негабаритные грузовые автомобили. К счастью, для таких тяжеловесов, как "КамАЗ" и его собратья, мост закрыт. Иначе давно бы уже уплыл.
Никакой историческо-архитек-турной ценности он, в отличие от других строений города, не представляет. Жалкий, облезший, маленький – так характеризуют его горожане. И, как оказалось, не напрасно: мост шириной для двух машин, едущих навстречу друг другу. По его бокам – небольшие пешеходные дорожки, отделенные от дороги давно некрашеными бордюрами. Про асфальтовое покрытия даже, честно говоря, не знаем, что сказать: если это асфальт, то улица Пушкина в Абакане – автобан. Вместо ровного дорожного покрытия – ямы, кочки, выбоины. Из-за них водителям приходится не только ежедневно "убивать" подвеску на своем четырехколесном приятеле, но и выезжать на встречную полосу, тем самым создавая аварийно-опасную ситуацию для других участников движения. Нередко такой маневр пытаются сделать водители огромных автобусов. Поэтому пробки нет-нет, да бывают. Представляете, какая на строение ложится нагрузка?
Однако сотрудники минусинского ГИБДД эту информацию опровергают. Как рассказал нашему корреспонденту инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД "Минусинский" Юрий Чернявский, за последние три года дорожно-транспортных происшествий на этом мосту не было. Вообще!
Одно из серьезных ЧП, имевшее место быть, произошло в районе шатающейся переправы еще в 2007 году. По словам давно работающих сотрудников дорожной полиции, неподалеку от кафе "Альтаир" на спуске от микроавтобуса, ехавшего в Туву, отцепился прицеп с тюками. Забитая до отказа неуправляемая конструкция задавила насмерть дворника. Других аварий в обозримом прошлом там не было.
Впрочем, автомобилисты готовы с этим поспорить.
Гневаются рулевые и на доблестных ремонтников. Некоторые обвиняют в этом дорожников, однако в ДРСУ "столицы помидоров" говорят: мост никогда не находился в их компетенции.
По наблюдению водителей, специалисты (назовем их так) раз в год делают ямочный ремонт, но от этого совсем не легче. Уже весной по мере исчезновения снега "испаряются" и асфальтовые "заплатки".
Перед пешеходами, которые отчаиваются ежедневно пересекать пешеходную зону моста, открывается более страшная картина: того и гляди попадешь в яму и улетишь прямо в воду. Расщелины и трещины – на протяжении всего строения. Через них можно увидеть то, что происходит внизу, под сооружением. Разве это не жуть?
Еще один нюанс заключается в том, что покрытие почему-то имеет наклон, который можно заметить даже невооруженным глазом, а асфальт идет волнами. О безопасности перил сказать тоже ничего нельзя. В некоторых местах они и вовсе отсутствуют. А когда стоишь на мосту или, того хуже, под ним, чувствуя его содрогание, создается ощущение, что находишься в эпицентре земной дрожи.
Возможно, кое-кто поспешит заявить: все мосты дрожат. Возможно, но не так. Посетите, к примеру, Братский мост. Единственное, что там пугает, – страшный гул от проезжающего грузового транспорта. А он стоит и не колыхнется. А если вы спуститесь под мост в Минусинске, то увидите сквозные дыры, сгнившие деревянные конструкции (для чего они необходимы – нам неизвестно), подвергшийся коррозии металл. В общем, переправа – только для смелых и отчаянных.
Извиняйте
В прошлом году, казалось, ситуация сдвинулась с мертвой точки. О ремонте власти наконец-то заговорили и стали предпринимать кое-какие действия. Еще весной 2011 года в районе улицы Советская специалисты начали возводить дамбу через протоку Енисея, которая после того, как мост закроют (планировалось, что в 2012 году), должна принять на себя весь автомобильный поток. Туда, как сообщал местный телеканал "ИКС-Минусинск", завезли несколько сотен тонн скального грунта, а в основание дамбы было установлено водопропускное сооружение, которое позволило реке свободно течь.
Тогда же планировалось, что мост расширят на два метра, заменят его стойки и приведут в порядок подъездные пути.
Согласно проекту, на дамбе, чтобы исключить неудобства, планировалось создать четыре полосы для движения. Не забыли и про пешеходов, для которых предусмотрели специальные зоны. Тогда Алексей Членов, еще будучи начальником городского ОГИБДД, сообщал: в районе улицы Тальская (что напротив Советской) построят кольцо, по которому будет осуществляться непосредственное движение. Из-за этого нужно было снести два дома, так как ширина между ними не позволяла расположить трассу со всеми требованиями безопасности. Хозяевам обещали выплатить деньги за их жилье, потому что кольцо, по словам специалистов, в данной ситуации – наиболее оптимальное решение. Установи там светофор, и Минусинск в этой части станет одной большой "пробкой". На работы планировалось потратить около 50 миллионов рублей и завершить создание объездной дороги к сентябрю.
Но прошло больше года, а аварийная переправа на ремонт так и не закрыта. Единственное, что сделано, – отсыпана дамба. Ее, к слову сказать, можно увидеть и с опасного моста. Официально она еще не открыта, но особо отчаянные водители все равно по ней уже ездят, а у местной ребятни она – излюбленное место для игр.
Что касается ремонта, то в этом году на него минусинцы и гости города уже не рассчитывают. Примерно месяц назад тот же канал "ИКС-Минусинск" продемонстрировал сюжет, суть которого кратко такова: финансов нет, так что "извиняйте". Даже на достройку объездного пути денег не хватает. Добавить средства на эти цели правительство Красноярского края обещает в текущем году. Если финансы будут найдены, то вздрагивающий мост смогут закрыть лишь в 2013-м.
Однако и здесь есть еще одно "но" – в бюджете должны "завестись" необходимые на капитальный ремонт 62 миллиона.
Чиновничьи проволочки
Водители Минусинска поняли, если молчать и надеяться на милость чиновников, безопасной переправы они могут так и не дождаться. Потому решили действовать сами, но пока лишь на уровне интернет-форумов. Уже более года там обсуждаются самые разные варианты решения проблемы "по-хорошему".
– Предлагать заделывать ямы самим не буду. Мы для этого платим налоги, а вот отстоять свои права должны, – заявил человек под ником "CrazyWolf". – Конкретно предлагаю составить коллективное письмо, а точнее "заявление об административном правонарушении" на имя начальника ГИБДД по Минусинску и Минусинскому району. Начнем с малого, конечно, можно все сделать и одному, то есть составить заявление и отправить. Но чиновники наши вряд ли заметят "очередное" заявление в общей куче, а когда там будет хотя бы 30 подписей, то это уже хорошее начало для отстаивания своих прав. В общем, думайте! Для тех, кто согласится поставить свою подпись, обговорим подробности встречи.
– Тут подписи собирать не надо, просто пишется заявление на начальника ГИБДД, мол, так и так: мост в плачевном состоянии, ежедневно создается аварийная ситуация, – парирует Celica man. – На это ГИБДД даст ответ, что, несмотря на все это, они не занимаются ремонтом. Затем пишем следующее письмо со ссылкой на то, что инспекция безопасности дорожного движения должна сообщать в соответсвующие организации: установленные знаки не правомерны или дорожное покрытие плохое и т. д. В соседнем Черногорске человек буквально за месяц добился такими письмами, чтоб ямы в его дворе залатали... Недавно постоял там на машине из-за ДТП, чувствовал и видел, как машину мою и впереди стоящюю раскачивает.
– Прям город греха и обмана, а не Минусинск, – написал уже на другом сайте Любомiръ Тай-Мыр. – Эпоха строительства мостов, а также эпоха дружбы народов прошла, и мы ее успешно забыли. Сейчас эпоха обрушения мостов, домов, власти, морали, духа, веры...
Вот скажите, как его можно отремонтировать? Да никак! Тут нужно рушить его и строить новый. Отжил он свое, ну а если хочется "пободаться" и котелок варит нормально, то поборитесь с ветряными мельницами, подайте в суд на мэра города. И знаменитыми станете, и нелегитимными.
Но искры недовольства так и не подожгли огонь народных протестов. Все благополучно утихло, так и не разгоревшись.
Всем наплевать?
Чтобы найти "крайних" – тех, кто хоть что-то знает про судьбу моста в Минусинске, нашему журналисту пришлось сделать не один телефонный звонок. Однако чиновники все время просили перезвонить в совершенно другие инстанции. И, когда уже создалось ощущение, что до дрожащей переправы в городе нет никому дела, ответы на все наши вопросы неожиданно нашлись.
Заместитель главы администрации Минусинска по перспективному развитию Валентин Потокин по телефону рассказал, что прежде чем приступить непосредственно к ремонту моста, необходимо довести до ума объездную дорогу, создание которой стоит намного дороже, чем ремонт аварийной переправы. Несмотря на возникшие в начале года финансовые трудности, сейчас идет все по плану. В этом году планируется закончить работы на дамбе. На эти цели в 2012-м выделено из краевого бюджета 35 миллионов, в прошлом году – около 70 миллионов. Сейчас объявлен аукцион, определяется подрядчик. Уже в 2013 году мост в районе ССК закроется для движения. По предварительным подсчетам, на его реконструкцию уйдет порядка 62-65 миллионов.
То, что все будет именно так, Валентин Филлипович даже не сомневается и считает: никаких поводов для беспокойства нет.
Впрочем, время покажет. Остается надеяться, что дрожащая конструкция все-таки удачно перезимует и дождется своего звездного часа. Хотя, как отмечают знающие люди, мост находится в крайне аварийном состоянии. И они даже не уверены, что после очередного землетрясения он сможет устоять "на плаву".