Главный редактор на очередной планерке был неумолим, как платеж по ипотеке: "Столицу Хакасии заваливает снегом по самые... да, чуть ли не по самые эти самые! Дороги не чистятся и не подсыпаются. Коммунальные службы, похоже, вообще отмечают праздник первого снега. В общем, поезжай по этим самым направлениям и ты. Поездишь по дорогам, найдешь тех, кто за все это безобразие должен отвечать — напишешь репортаж".
Козырек у меня на шапке, к счастью, был, поэтому взять под него одной рукой, другой застегивая пальто, труда не составляло.
Рай для мазохистов
Ласково, но убедительно уговорив супругу отправились колесить по абаканским улицам. Предмет поиска был определен еще в редакции: автохозяйственный бардак. В общем, едем.
По дороге жена увлеченно решает рассказать мне, в каких дорожно-снежных переделках побывала она и ее собратья по рулю и тормозам. И выясняется одна простая вещь: дорог в Абакане великое множество, но их уборка зимой зависит от сразу нескольких составляющих. Во-первых, это плотность транспортного потока на главных улицах города. То есть если на Пушкина, Ленина, Щетинкина, Кирова, Чертыгашева, Крылова, Аскизской и Дружбы Народов машин много, то убирать там снег или сыпать песок очень трудно, делается это только ночью, а если пару дней идет густой снег, то это вообще мартышкин труд. Что до остальных магистралей, второстепенных – за ними следят от случая к случаю.
Во-вторых, это достаточное число снегоуборочной техники — а в Сибири (если это только не Ямало-Ненецкий АО, где снег просто останавливает движение) ее всегда не хватает.
Что ж, решаю лично проверить эту наглую ложь, и за час с небольшим мы объезжаем вышеупомянутые улицы. После этого мне приходится извиняться и обещать супруге на Новый год новое запасное колесо: главные транспортные артерии Абакана завалены снегом. Ну-у-у, не то чтобы совсем завалены... Колея на дорогах в принципе чиста и непорочно глядит асфальтом. Но это в большинстве своем заслуга самих машин, которые не дают снегу слежаться и застыть коркой. А вот вокруг... да около...
Колдобины, сугробы и наледи радуют лишь мазохистов, которых в Абакане все-таки, наверное, дефицит. Впрочем, в этом смысле я не специалист.
Снегоуборочных машин в минувшую субботу мне "на удачу" попалось мало, парочка штук (и разговора "по душам" не получилось, мягко говоря, нас послали далеко и надолго, но мы не в обиде). Почему-то уверен, что и остальным тоже, хотя в круглосуточном режиме коммунальщики, как и можно было предположить, работали с субботы, когда повалил снег.
О, сколько нам
открытий чудных!. .
Еще через час Наш корреспондент объезжает блок второстепенных улиц Абакана, разговаривает с водителями других машин, включая "маршрутки", и понимает, что огромный пласт жизни для него потерян навсегда. Нет, русский матерный язык я тоже знаю в совершенстве, речь не об этом. Просто оказывается, что состояние абаканских дорог зимой большинство пешеходов и водителей из года в год оценивает на слабую "троечку". Вот лишь один разговор, спровоцированный нашим журналистом по этому поводу на стоянке такси (разговор очищен внутренней цензурой):
– На дороге наморозило "шишки", подвеску жалко, каждый год ремонтирую, тряска ужасная. Да понимаю я все! Соскоблить, раздолбить, раскрошить, раздавить их сложно, химические реагенты, как в Москве делается, в Абакане не применяются. Но делать же что-то нужно!
– Да, в столице бывал, но реагенты особо на "шишки" не влияют. Там дорожники привлекли ученых. Те установили, что "шишки" образуются только на местах разгона и торможения. И выходит, что чем лучше скольжение, тем больше шишек...
– Да резать надо эти колдобины беспощадно! Грейдеры у нас на что?!
Правила
в обертке из песка
В конце концов, наслушавшись и накрасив уши красным цветом, мы уезжаем восвояси. Но напоследок решено надоесть хуже горькой редьки какому-нибудь инспектору ГИБДД, разбирающему очередное ДТП, мол, что он-то думает по поводу всего?
"Благо", аварий в выходные в Абакане и его окрестностях было предостаточно. День жестянщика гремел по городу во всей своей красе. К одному из таких происшествий на улице Некрасова мы и пришвартовались.
Водители обеих машин разговаривать с нашим корреспондентом отказались наотрез, и было решено пожалеть их нервы для будущего. А вот автоинспектор, улыбчивый парень, слов не жалел...
– В Абакане снег убирают! И песок подсыпают! Видел это сам неоднократно. Но ведь и вы понимаете: песка всюду не насыпать, делается это только там, где действительно необходимо, на самых опасных участках, где самое оживленное движение. Что делать водителям в других местах? Да просто соблюдать правила, блин! Дистанцию держать, за резиной следить, использовать опыт зимнего вождения. По своему опыту скажу: четверть всех аварий у нас происходят из-за неубранных дорог, да! Но остальные-то из-за дураков, которые по дорогам ездить не умеют.
Путь домой
Смотавшись для очистки совести за город по федеральной трассе М-54 и убедившись, что она-то как раз чистая, все в порядке, мы рванули домой греться чаем и другими напитками (какао, например! ).
Говоря бессмертным Михаилом Задорновым, смеркалось. Прямо перед нами по улице Некрасова вилял по скользкой дороге "Москвич-2141". Вилял нагло, от одного края ледяной дороги до другого, притормаживая и не пропуская вперед целый караван нервно сигналящих, пытающихся его обогнать машин. ГИБДД вокруг не просматривалось, и то ли упитого, то ли укуренного наглеца за рулем в тот морозный субботний вечер минут пятнадцать не мог остановить и проучить никто, пока он сам не решил свернуть в какой-то переулочек.
В общем, не знаю. С одной стороны, все плохо и безнадежно. Дороги Абакана попали в белый плен как минимум до марта. Попытки хотя бы немного вызволить их из этого спутника сибирской зимы делаются, но попытки эти в большинстве своем неуклюжи и недостаточны. С другой — это Сибирь, Абакан, а не какой-нибудь там Лос-Анджелес, где много денег и мало идиотов. Что-то убирается, что-то подсыпается... Да, мало, но на большее рублей, наверное, опять-таки не хватает (а вот идиотов с избытком, но эта категория граждан в своей активности к положительным результатам не ведет).
Так что пусть все идет, как идет. Вернее, движется. К весне и главным спутникам хороших дорог — теплу и солнцу.
СКАЗАНО!
Валерий САМАНДАНАСЮК, генеральный директор спецавтобазы "ЖКХ", занимающейся уборкой улиц Абакана, нашему корреспонденту по телефону:
– В общем-то, все в порядке... Зима для нас началась очень удачно, без всяких оттепелей и большого снега — вспомните, что было в прошлом году, нынешний вообще ни в какое сравнение не идет. Работаем в штатном, плановом режиме, никаких обострений нет. Необходимости выводить на улицы дополнительной техники тоже сейчас не существует. Сейчас (разговор происходил в среду рано утром — прим. авт. ) в режиме подсыпки у нас работают две единицы техники и четыре единицы работают в режиме уборки снега. Много ли в запасе? Да, много — 22 единицы автотехники. Так что все в порядке.
СКАЗАНО!
Елена БАЙНОВА, сотрудник пресс-службы ГИБДД по Хакасии:
– Никаких серьезных ДТП (это те, в которых погибли бы или пострадали люди), связанных с состоянием занесенных снегом дорог, в минувшие выходные нами зарегистрировано не было. Так что погодные условия на дорожную обстановку повлияли, но незначительно. А так называемые "жестянки" (незначительные аварии с участием автомобилей) по нашей сводке, как правило, не проходят.
А вы об этом знали?
Во времена Советского Союза со снегом, снежным накатом и так называемыми "шишками" на улицах Абакана и других сибирских городов принято было бороться радикально. В столице Хакасии существовал и отвечал за все комбинат благоустройства и озеленения, который устанавливал дежурства водителей на дому. Как только начинался снегопад, водителей собирали, они выезжали на очистку улиц и убирали до полной очистки от снега. Денег это требовало серьезных, но на содержание дорог практически никто не жаловался.