До назначения в 38-ю армию Д. И. Рябышев был командиром 8-го механизированного корпуса, сражавшегося с самого начала войны, а Н. К. Попель — его заместителем по политчасти. На базе управления этого корпуса, только что расформированного, и создавалось в г. Нежине по директиве Генерального штаба от 22 июля 1941 г. полевое управление 38-й армии. Войск в составе армии пока не было.
Предназначавшиеся для нее дивизии должны были поступить позднее.
Однако ход событий не позволил не только дождаться их прибытия, но и завершить формирование полевого управления. 3 августа штаб армии приказом фронта был перемещен в г. Черкассы и принял там предмостный плацдарм на правом берегу Днепра вместе с оборонявшими его двумя стрелковыми дивизиями — 212-й и 116-й. То был день, когда рвущийся к Днепру противник, стремясь добиться успеха на кратчайшем направлении, нанес сильный удар по войскам, оборонявшим Киев.
Стало ясно, что одновременно он попытается наступлением вдоль реки на Черкассы, Кременчуг и южнее отрезать советские армии на правобережье от переправ, прижать их к Черному морю и уничтожить.
Осуществление этих намерений могло бы обеспечить ему форсирование Днепра с ходу.
(=h2=)На допросе пленный ефрейтор рассказал
Было всесторонне отработано и взаимодействие между группами обеспечения, ударной и прикрытия.
Благодаря этому разведчики добились большого успеха.
Ударная группа во главе со старшим сержантом И. Танковым внезапно напала на саперов противника и в течение 10—15 минут уничтожила 33 гитлеровца, а одного — ефрейтора — захватила в плен. Под прикрытием других групп она без потерь возвратилась в свою часть.
На допросе пленный ефрейтор рассказал, что уничтоженное нашими разведчиками подразделение принадлежало 3-й саперной роте 742-го отдельного саперного батальона, прибывшего под Воронеж для проведения оборонительных работ и установки минно-взрывных заграждений. Эти сведения подтверждали предположение штаба армии о том, что противник готовился здесь к длительной и упорной обороне.
Так оно и было в действительности, ибо после тяжелого поражения на Волге гитлеровское командование изо всех сил стремилось стабилизировать распадавшийся фронт от Воронежа и далее на юг, чтобы создать предпосылки для последующего немецкого наступления уже в 1943 г. Но этим замыслам не суждено было увенчаться успехом.