«Мы все временами испытываем тревогу, - говорит Пола Левин, доктор философии, психолог и руководитель Центра по изучению агорафобии в г. Корал-Гейблз, штат Флорида. - Тревога является неотъемлемой частью нашей жизни. Но тревога, перешедшая в приступ паники, - это уже ненормально. У некоторых женщин тревожные состояния достигают такой силы, что не дают им жить.
Вообразите виолончель или контрабас, все мы натянуты подобным же образом, - объясняет она. - У всех у нас одинаковая нервная система, одинаково скачет адреналин, и сердце, которое временами начинает биться слишком быстро. Когда мы понимаем, что находимся в смертельной опасности, включаются механизмы, заставляющие нас или бороться, или убегать.
В пещерное время, - добавляет она, - это происходило, когда на нас нападал медведь. Сейчас сердце у нас начинает учащенно биться, ладони становятся влажными, желудки судорожно сжимаются, когда нам предстоит выступить с речью перед аудиторией. Или когда мы сдаем экзамен. Или когда полицейская машина нагоняет нас и сигналит, чтобы мы остановились. Но это все нормальный отклик на стрессовую ситуацию, каждый человек может так чувствовать себя в подобных обстоятельствах.
Описанные реакции могут иметь место до, во время или после пугающего события, - говорит д-р Левин, - но до тех пор, пока вы правильно оцениваете ситуацию, которая вызвала описанные симптомы, и они остаются в пределах нормы, это нормальные реакции.
Симптомы нормального беспокойства обычно проходят через несколько минут, - утверждает она. - Пятьдесят секунд игры на фортепьяно перед публикой - и ваше сердце начнет биться ровно, вы снова будете прекрасно себя чувствовать. Или три минуты ответов на вопросы во время экзамена - и вы уже не волнуетесь».