Управление Госкомзема настаивает на отмене бердянским советом всех решений по земле, противоречащих законодательству
Управление Госкомзема настаивает на отмене бердянским советом всех решений по земле, противоречащих законодательству
Один из пластов нарушений в Бердянске, которые выявила организованная губернатором Борисом Петровым проверка, затрагивает земельные отношения. И на этом, в том числе, было акцентировано внимание в ходе проведения выездной коллегии облгосадминистрации.
Что касается земли, проверку проводило главное управление Госкомзема в Запорожской области. Результат работы – акт на 12 страниц с перечнем выявленных нарушений действующего законодательства.
Как следствие, управление госкомзема настаивает на отмене всех решений городского совета, к которым есть серьезные претензии.
Власть навыделяла участков под дачи в Национальном парке
Земельные «успехи» бердянских властей
В акте проверки главного управления Госкомзема в Запорожской области обозначен целый ряд серьезнейших нарушений. Самое вопиющее – городская власть для себя любимой, для своих приближенных и нужных людей начала захватывать земли рекреационных и природоохранных зон. Дело дошло до того, что земля делится у самых грязевых лиманов, а местами и непосредственно в лиманах (то есть потом при строительстве они будут засыпаться). Тем самым под угрозу ставится не только главное достояние курортного города – лечебные природные факторы, но нарушается, во-первых, природоохранное законодательство, а во-вторых, Генеральный план города.
Вот что записано в акте проверки главным управлением Госкомзема в Запорожской области:
«Решением Бердянского городского совета №32 от 24.12.2009 дано разрешение 26 гражданам на разработку проекта земле-устройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных в г. Бердянск, по улица Котляревского, в районе ЧП «Юсан». Обозначенные земельные участки размещены на территории курорта общегосударственного значения Бердянск. В соответствии со ст. 32 Закона Украины «О курортах» на территории второй зоны курорта запрещается строительство объектов и сооружений, не связанных с непосредственным удовлетворением потребностей местного населения и граждан, которые приезжают на курорт. Так, улица Волкова, Котляревского, Дежнева находятся во втором округе санитарной охраны курорта, вблизи озер, которые являются источниками лечебных грязей, и застройка указанной зоны не предусмотрена Генеральным планом города. Для осуществления соответствующей застройки указанной зоны необходимо в соответствии с действующим законодательством внести изменения в действующую градостроительную документацию – в Генеральный план города, согласовав эти изменения с Главным архитектором области и представителями МОЗ, что сделано не было.
Кроме того, Указом Президента от 10.02.2010 №154/2010 «О создании Приазовского национального природного парка» на территории Бердянского, Мелитопольского, Приазовского, Акимовского районов, городов Бердянск и Мелитополь Запорожской области создан Приазовский национальный природный парк. В состав Парка включены в том числе и земли, которые планируются к отведению согласно данного решения».
То есть, как выявила проверка, дачи выделялись не просто на курорте, а в Национальном парке.
И ведь декабрьская сессия Бердянского городского совета стала лишь началом масштабной раздачи земли под дачи в рекреационных зонах.
На этой же сессии, а также на сессиях, состоявшихся в январе, в феврале и в марте, сотни участков под дачи были розданы на Бердянской косе на улицах Макарова, Сибирякова, Литке, Корнилова, Лаптевых... И не только под дачи. Целый ряд горожан получили разрешение на землеотводы на косе под ведение огородничества. Однако «в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Украины земельные участки для огородничества имеют целевое назначение – земли сельскохозяйственного назначения, которые на Бердянской косе вообще не предусмотрены Генеральным планом города».
Кроме того, в акте проверки управления Госкомзема в Запорожской области акцентировано внимание на том, что «в большом количестве случаев гражданам даются разрешения на составление проектов землеустройства вообще без обозначения места расположения земельных участков, что является грубым нарушением требований ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины. Застройка и благоустройство города Бердянск выполнется без учета действующей градостроительной документации и градостроительного законодательства».
А согласно нормам ДБН, строительство новых дачных районов в городских населенных пунктах вообще не допускается.
Тем не менее, Бердянскую городскую власть ничто не сдерживает. Она захватывает земли рекреации под дачи и тем самым не только нарушает целый ряд законодательных норм, но и подрывает экономическое благополучие города. Во всем мире половину доходов территорий составляет налог на землю. В том числе и по этой причине Генплан Бердянска предусматривает выделение земли на косе и курорте только под строительство объектов курортной сферы. Что же касается дач, то плата за них с граждан взимается несравненно меньшая. Именно поэтому ряд предпринимательских структур и физических лиц с согласия действующей власти и при ее непосредственном участии провернули удачную операцию по уходу от уплаты налогов. Эти структуры и физические лица вроде бы отказались от арендуемой под коммерческое использование земли. Но тут же разделили ее между собой и подставными лицами под дачи. В итоге и земля осталась фактически за ними, и налоги теперь платить не нужно.
Отдадим должное управлению Госкомзема в Запорожской области. Учитывая вышеперечисленные нарушения, в марте управлением были направлены в Бердянскую мэрию ходатайства о приведении решений сессий в соответствие с требованиями действующего земельного законодательства.
Однако позиция управления была просто проигнорирована.
А где же была прокуратура?
Удивляет при всем этом отношение к происходящему со стороны городской прокуратуры. Сам прокурор города Владимир Кацюруба либо же представители прокуратуры всегда присутствуют на сессиях. Более того, некоторыми депутатами городского совета обращалось внимание прокуратуры на происходящее самоуправство в земельных вопросах. Однако по сей день городская прокуратура так и не отреагировала на все нарушения, чем фактически попустительствовала и содействовала новым злоупотреблениям.
А ведь одним дележом рекреационных земель под дачи дело не ограничивается. Так проверка Госкомзема выявила, что в Бердянске на протяжении 2009 – 2010 годов не был проведен ни один аукцион по приобретению права аренды и продажи земельных участков. Хотя положение о проведении земельных аукционов было принято в городе еще в 2006 году.
И данный факт вызывает сомнения в законности последних решений сессий горсовета о выделении в аренду ряду структур земельных участков под коммерческую деятельность, потому что все это должно делаться только через аукцион.
Выявлено также, что в Бердянске не функционирует Комиссия по решению земельных споров, созданная еще в 2003 году. А это, во-первых, противоречит ст. 158 Земельного кодекса Украины, а во-вторых, усложняет гражданам решение спорных земельных вопросов в городе. Люди вынуждены тратить деньги и обращаться в суд. А первоначальной инстанцией должна быть как раз названная комиссия. И если уже она не сможет решить спор, только тогда дело доходит до суда. Но действующей власти такая комиссия, получается, не нужна.
В целом акт главного управления Госкомзема в Запорожской области с перечнем всех нарушений земельного законодательства занимает 12 страниц.
Вывод проверки гласит, что «Бердянским городским советом допущен ряд грубых нарушений при принятии решений в отношении регулирования земельных отношений, не предприняты действенные меры по установке границ прибрежно-защитных полос, границ территорий оздоровительного и рекреационного назначения».
Сегодня главное управление Госкомзема в Запорожской области требует от бердянского городского совета отмены всех нарушающих земельное, строительное и природоохранное законодательство решений. Однако в круговорот этого беспредела вовлечены сотни людей и миллионы гривень. Многие участки уже, наверняка, проданы, потому что брались они именно для этих целей. Одним словом, сформировался огромный узел проблем.
Во всей этой ситуации возникает вопрос: было бы все это возможным, если бы в городском совете сидели люди, ответственные за свои дела не перед партийным руководством, а перед народом? Если бы органы прокуратуры не отсиживались на местах, а предпринимали решительные и действенные меры, пресекая нарушение закона в самом начале? Наверное, ситуация была бы все-таки другой.