Становление районного Собрания депутатов в условиях реформы местного самоуправления
Становление районного Собрания депутатов в условиях реформы местного самоуправления
Вступивший в силу частично с 8.10.2003 г. и полностью с 1.01. 2009 г. закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" заложил основы реформирования местного самоуправления в России. Переходный период длился более пяти лет. В конструкции этого закона заложено обеспечение значимости и влияния на жизнь людей местных представительных органов, каковым является и Собрание депутатов Торопецкого района. Работа Собрания депутатов Торопецкого района третьего созыва (2004 - 2009 гг.) как раз и приходится на этот реформенный период становления системы местного самоуправления. Повышение значимости Собрания депутатов Торопецкого района в течение данного срока полномочий обеспечивалось не только оформлением его в качестве юридического лица, что, конечно, придало Собранию депутатов определенную самостоятельность и независимость в планировании и осуществлении деятельности представительного органа, но в первую очередь его влиянием на текущую жизнь через принятие решений по так называемым вопросам местного значения. Это вопросы обеспечения учебных процессов в школах и дошкольных учреждениях, содержания детей в детских садах и оказания медицинской помощи в учреждениях района, организации досуга населения и мер противопожарной безопасности, обеспечение содержания зданий, строений, сооружений и систем в состоянии, позволяющем осуществлять вышеупомянутые процессы на должном уровне. Это и транспортное обслуживание населения внутри района, и благоустройство территорий, а также тепло-, водо-, электро- и газоснабжение жителей и многие другие вопросы местного значения и отдельные государственные, решение которых возложено на органы местного самоуправления района.
Одним из главных направлений в работе Собрания депутатов Торопецкого района третьего созыва на начальном этапе были выработка и принятие решений, позволяющих обеспечить учреждение и работоспособность вновь создаваемых Советов депутатов в г. Торопец и в сельских поселениях, а также формирование схемы управления районом, исходя из новых возможностей законодательства и реалий жизни.
Через внесение соответствующих изменений в Устав Торопецкого района и принятие решений, проработанных на заседаниях постоянных комиссий (всего проведено 32 сессии, 24 заседания коллегии районного Собрания депутатов, 52 заседания постоянной комиссии по экономическому развитию района, бюджету, финансам и налогам, 51 заседание комиссии по социальным и правовым вопросам и 14 заседаний комиссии по сельскому хозяйству, земле, экологии и природным ресурсам), на уровне Торопецкого муниципального района в 2005 г. принята и в ближайшие годы будет действовать система управления Торопецким районом, при которой глава района избирается населением на прямых выборах большинством отдавших ему голосов граждан. При этом он же возглавляет и администрацию Торопецкого района без совмещения полномочий и исполнения обязанностей руководителя представительного органа, как это было в дореформенный период. В соответствии с принятыми решениями формирование Собрания депутатов Торопецкого района будет происходить из числа депутатов, избранных как по спискам политических партий - 12 депутатов, так и по избирательным округам - 13 депутатов.
Снижение Собранием депутатов района количественного барьера для инициативной группы граждан при внесении ею на рассмотрение Собрания депутатов проектов "районных законов" с 300 до 30 человек значительно демократизировало деятельность населения и позволяет ему более реально влиять на свою жизнь в тех вопросах, которые зависят именно от районных властей. В этих же целях впервые принята норма, при которой правом нормотворческой инициативы стали обладать общественные организации, партийные фракции, созданные в представительном органе, и прокурор Торопецкого района.
Ряд принятых решений позволил обеспечить перераспределение имущества и оформление договорных соглашений между районными органами власти и муниципалитетами первого уровня, а также более самостоятельное осуществление ими деятельности в интересах жителей. Не всегда все проходит гладко при работе в условиях, когда в межбюджетных отношениях действуют новые правила. Но через более быстрое и более результативное реагирование и влияние Советов депутатов муниципальных образований первого уровня и их руководителей на возникающие вопросы и проблемы власть действительно становится ближе к народу. Для обеспечения выполнения этой же задачи решениями районного Собрания депутатов регулировались как вопросы финансирования поселений по обеспечению ими водоснабжения, теплоснабжения и выполнения других полномочий, так и по комплектованию поселений оргтехникой и автотранспортом. К настоящему времени Собранием депутатов приняты нормативно-правовые акты, обеспечивающие 100 % исполнение поселениями возлагаемых на них федеральным законом полномочий или делегирование таких полномочий в рамках федерального закона. В них также есть продиктованные жизнью новшества. Например, для получения финансовых ресурсов из бюджета Торопецкого района выработан и принят ряд условий, выполнение которых подвигает органы власти поселений принимать и реализовывать решения, которые обеспечивают пополнение доходной части местного бюджета за счет использования возможностей, имеющихся на территории самого поселения.
В период работы Собрания депутатов третьего созыва на проблемы, связанные с реформированием местного самоуправления, наложились проблемы так называемой "монетизации льгот" и проблемы реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Рядом многократно выверенных и принятых решений Собрание депутатов Торопецкого района третьего созыва обеспечивало такой взвешенный рост тарифов и расценок на услуги ЖКХ, который был посилен и для населения и не привел к перерывам в предоставлении людям тепла, воды, газа и электроэнергии или к перерывам в оказании коммунальных услуг по причине банкротства коммунальной организации. Поддержка Собранием депутатов Торопецкого района инициатив и действий главы Торопецкого района Н. В. Аввакумова позволила инвестору принять решение о строительстве в г. Торопце новой малозатратной котельной на биотопливе, построить ее и эксплуатировать. В результате реализации одобренной депутатами программы эта же телоснабжающая организация модернизацией еще 8 котельных увеличила КПД каждой котельной до 80%. В итоге теплоэнергии даже в проблемных ранее многоэтажных домах стало достаточно, что, в свою очередь, даже поспособствовало установке в них теплосчетчиков. При общем росте цен и тарифов в 2009 году снижение стоимости 1 Гкал, производимой инвестором, обеспечивает для бюджетных учреждений экономию бюджетных средств по отапливаемым инвестором бюджетным объектам в сумме около трех млн. рублей.
Внимательное отслеживание депутатским корпусом процессов формирования цен и тарифов на рынке жилищно-коммунальных услуг в тот сложный период позволило ходатайствовать и добиться отмены решения администрации Торопецкого района о повышении нормативов водопотребления, а через обеспечение активизации процессов по установке теплосчетчиков, водомерных счетчиков добиваться оплаты за потребленные услуги как населением, так и бюджетными учреждениями, не по теоретически рассчитанной "норме", а за фактически потребленные объемы. Важными в этом направлении были действия депутатского корпуса в обеспечении прав и законных интересов граждан при выстраивании ими их отношений с управляющими организациями, поставщиками коммунальных услуг и местными администрациями. Для этих целей были приняты решения, позволяющие регулировать сбор денежных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и организацию проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Торопецкого района, передачу многоквартирных домов в управление от одной управляющей организации к другой при ее смене в установленном порядке. В целях защиты интересов части граждан при их участии в жилищных отношениях Собранием депутатов Торопецкого района получены ответы от прокуратуры Торопецкого района, аппарата Уполномоченного по правам человека в Тверской области. По инициативе депутатов в правовой оценке договоров граждан с управляющими организациями принимали участие юридические службы администрации Тверской области.
Собранием депутатов Торопецкого района третьего созыва была инициирована и реализована еще одна новация, вытекающая из возможностей реформирования органов местного самоуправления. Им было обеспечено принятие решений о создании и обеспечении с 1.10.06 г. деятельности контрольно-счетной палаты Торопецкого района как самостоятельного и независимого контрольно-счетного органа, подотчетного Собранию депутатов Торопецкого района. Это позволяет депутатам на системной основе действенно использовать свои полномочия в части контроля за расходованием народных денег. Влияние контрольно-счетного органа на результативность расходования от 202 млн. руб. (2005 год) до 299 млн. руб. (2008 год) замечена торопчанами и на объектах благоустройства, и при ремонтах детских садов, школ, больниц, офисов семейного врача, при оснащении их необходимой мебелью и оборудованием, при обеспечении функционирования объектов культуры. Принятием в ближайшее время федерального закона, регламентирующего деятельность контрольно-счетных органов в бюджетной сфере, их статус будет еще повышен.
В интересах торопчан были приняты нормативные акты, регламентирующие использование водных объектов для личных и бытовых нужд, порядок определения местоположения и размеров земельных участков общего пользования, прилегающих к водным объектам. Определять местоположение и размеры таких участков в интересах местного населения должны местные советы депутатов с учетом требований водного и земельного законодательства. Нормы, содержащиеся в принятых депутатами Правилах, которые регламентируют благоустройство территорий и содержание домашних животных, являются правовой основой обеспечения надлежащего внешнего вида и благоустройства населенных пунктов Торопецкого района. Результаты заметны, но работа в этом направлении оставляет желать лучшего. Впоследствии эти нормы легли в основу аналогичных нормативных актов, принятых Советами депутатов поселений.
Наряду с разработкой и принятием решений, утвердивших общеобязательные для всех жителей района нормы и правила, влияние Собрания депутатов Торопецкого района на обеспечение жизни торопчан в рамках полномочий органов местного самоуправления Торопецкого района осуществлялось также и через заслушивания представителей администрации Торопецкого района и исполнительных органов государственной власти на сессиях и комиссиях по вопросам повышения качества медицинского обслуживания, реорганизации системы образования, развития туризма, сохранения библиотечной системы, использования возможностей государственной поддержки в системе АПК Торопецкого района, по экологической обстановке на территории района и многим другим вопросам. При обеспечении работы Собрания депутатов Торопецкого района 3-его созыва использовались не только стандартные методы работы в виде заседаний комиссий и сессий, но и взаимодействие депутатов Собрания депутатов Торопецкого района с заместителями губернатора Тверской области, депутатами Законодательного Собрания Тверской области, депутатами Государственной Думы Российской Федерации, с представителями Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования, налоговых и правоохранительных органов, органов социальной защиты населения и различных политических, общественных и коммерческих организаций. В интересах населения Торопецкого района районное Собрание депутатов конструктивно взаимодействовало с главой Торопецкого района, районной администрацией и органами местного самоуправления города и сельских поселений.
В Собрании депутатов третьего созыва была образована фракция "ЕДИНОЙ РОССИИ". Депутаты-единороссы активно участвовали в работе Собрания.
За прошедшие пять лет многое удалось сделать, но что-то пока не удалось. Реформирование системы местного самоуправления продолжается. Причин, поводов и оснований для продолжения отлаживания системы местного самоуправления остается еще немало. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru