«Юбилейный съезд почти достиг согласия» – так при завершении работы 10-го конгресса Партии народного согласия охарактеризовал его Янис Юрканс, вновь избранный лидером. Чем же он был интересен и необычен?
Выбирая и обсуждая
Прежде всего тем, что впервые за 10 лет на посты председателя партии и его зама были выдвинуты альтернативные кандидаты – Сергей Долгополов и Дайнис Турлайс. И хоть «два Яниса» – Юрканс и Урбанович – вновь были переизбраны, за Долгополова все же проголосовало около трех десятков делегатов из более чем 250. Турлайса поддержало куда меньше голосовавших. А при голосовании за Янисов зам, пусть ненамного, но опередил шефа в популярности. Но рокировки не произошло.
Во время прений с трибуны прозвучали не только слова одобрения действий партии и ее руководства за период между 9-м и 10-м съездами, но и резкая, зачастую нелицеприятная критика.
Некоторые выступающие высказывали сожаление о выходе ПНС из ЗаПЧЕЛ, отмечали пассивность действий как самого председателя партии, так думы и правления, сетовали на отсутствие внутренней демократии в ПНС.
Другие же отстаивали правильность «развода» с союзниками по политобъединению, приводя в доказательство начавшийся после этого рост количества первичных организаций ПНС и приток в них новых членов в провинции.
Весьма бурные дебаты развернулись при обсуждении новой редакции программы ПНС и изменений в статутах работы партии.
Партия определяет свое «лицо»
В новой редакции программы ПНС названа социал-демократической партией левой направленности, основная ее цель – добиться свободы, безопасности, благосостояния как личности, так и общества в целом через согласие жителей страны и их солидарность в решении вопросов интеграции общества, социально-экономических, этнических, международных и других проблем страны. Приоритетами объявлены радикальное ускорение натурализации неграждан, повышение уровня жизни и социальной защищенности жителей страны, прежде всего малообеспеченных.
А также – борьба с коррупцией и организованной преступностью во всех их проявлениях. Дайнис Турлайс, экс-министр внутренних дел:
– У Латвии сейчас практически нет врагов, для отражения которых нужна армия как таковая. Но нынешние власти увеличивают ее финансирование, а бюджет структур, ведущих борьбу, продекларированную приоритетной правительством – с преступностью и коррупцией – урезает. Пока это будет продолжаться, благие намерения КМ таковыми и останутся.
В то же время она обозначена и как партия центра – потому что в нынешнем обществе Латвии растет количество проблем, решение которых выходит за грань деления на правых и левых.
Такая двойственность вызвала немало споров – нельзя же совместить и лед, и пламя! Будучи соцдемами, априори левыми, стоит ли декларацией «центризма» делать реверанс партиям власти в надежде попасть в правящую коалицию? И как вообще усидеть сразу на двух стульях? Дебаты на эту тему были остановлены заверением в том, что окончательный вариант программы будет еще шлифоваться редакционной комиссией, съезд пока обсуждает ее проект.
Как войти в Европу и во власть?
Грядущие в следующем году выборы в Европарламент ПНС считает для себя весьма важными и рассчитывает на два депутатских мандата.
По этому поводу была принята специальная резолюция, в ходе обсуждения которой Борис Цилевич, депутат Сейма и наблюдатель в ЕП, подчеркнул – в случае поражения на выборах в ЕП оно автоматически может стать и крахом на муниципальных выборах. Заботит его и то, как противостоять при разобщенности левых сил правым, на волне демагогического популизма проходящих во власть. Одной из проблем он назвал крайне слабый менеджмент партии.
О недостатках коммуникационных связей партии с потенциальными избирателями говорили и другие делегаты. Как и о том, что популярность ПНС в Риге выше, чем в целом по стране, благодаря тому, что ее депутаты активно общаются со своими избирателями. Говорили и о необходимости создания собственного печатного органа – о деятельности ПНС в прессе можно узнать лишь от случая к случаю.
После дебатов программа и статусы были приняты, состоялись альтернативные выборы руководства партии. Вопрос к кандидатам прозвучал один – оставит ли Долгополов в случае избрания пост мэра? Ответ был утвердительным.
Программа принята, но воплотится ли?
– Если руководство партии не учтет прозвучавшей на съезде критики, то на выборах в ЕП не то что о двух, но и об одном кандидате мечтать не приходится, – считает Сергей Долгополов. – Впрочем, вряд ли вообще пройдет хоть один кандидат от левых – их раздробленность тому причина.
Не ждет он успехов и на муниципальных выборах. А это значит, что программа останется благими пожеланиями. И не горечь поражения вынуждает его так считать, а логика развития событий. Вице-мэр также допускает, что при таком развитии сценария перед выборами в Сейм может появиться некая новая левая партия, которая объединит большинство электората нынешних. И не исключает, что будет этому объединению способствовать.
Янис Урбанович более оптимистичен:
– Съезд доказал, что в ПНС реально существует внутрипартийная демократия. Многие упреки и предложения были не просто выслушаны, но и учтены. И критика, даже персональная, в мой адрес, меня не пугает, а радует – значит, мы учимся у своих товарищей, развиваемся. Это же демонстрирует и рост числа членов партии, ее первичных организаций. К нам охотно идет молодежь. И это внушает надежду, что все у нас получится!
Что ж, поживем – увидим. Время покажет, кто более чутко оценивает ситуацию.