Тип политической власти, утвердившейся в России в 2000-е, можно назвать Принципатом Путина по аналогии с Принципатом Августа.
Молодой благополучный римский военачальник Октавиан в 27 году до н.э. приходит к руководству страной, которая устала от гражданских войн, от проблем. И вскоре становится императором Цезарем Августом – как бы первым среди равных. Он говорит, что надо прекратить разврат. А разврат в империи процветает. Он говорит о свободе. А никакой свободы нет. Говорит о демократии. А на самом деле строит диктатуру… Цезарь Август оставался фактическим вождем Рима, Отцом Отечества в течение десятилетий, несмотря на то что занимаемые им формальные должности менялись в соответствии с процедурами демократии и сроками полномочий.
Так же обстоит дело и с Владимиром Путиным.
Игра в правильные слова – любимая забава российских руководителей. "Свобода лучше, чем несвобода", "дальнейшее развитие демократии", "усиление независимости СМИ от государства", "более высокий уровень представительства народа в Госдуме" и т.п. клише – звучат как заклинания.
Кого? Может быть, себя? Эфемерная надежда на нормальность. Но имеется разрыв в содержательном понимании этих категорий по сравнению с остальным миром.
Фраза "свободное общество свободных людей" именно бессодержательна, несовременна, не созвучна тому, что происходило в нашей стране в прошедшее десятилетие.
Она формально повторяет и описывает звуки, соответствующие терминам, но за ними нет политики, которая отвечала бы политике свободного общества, за ними нет системы ценностей, характерной для свободных людей и свободного общества, нет приоритетов, примеров борьбы за свободное общество и за свободных людей. То есть существует целый набор признаков, по которым ничего не делается для того, чтобы общество и люди становились более свободными и жили в соответствии с этими стандартами; наоборот – имеется огромное количество примеров, включая судебную практику, которые фиксируют вектор в обратную сторону. Поэтому, когда термином "Принципат Путина" определяют тип политического режима, который сложился в России, то подразумевается: в самих по себе словах нет содержательного смысла – надо внимательно смотреть на процессы, которые происходят в стране, и на тенденции этих процессов.
При Медведеве Принципат Путина приобрел новую форму функционирования высшей государственной власти – так называемый тандем. Элита оказалась на перепутье, не зная точно, кто будет следующим президентом. Излюбленным вопросом Медведеву и Путину на пресс-конференциях российских и иностранных журналистов всегда был один и тот же: "Вы собираетесь участвовать в выборах-2012?" Ответы разнообразием не отличались: лидеры страны сядут и договорятся. К концу десятилетки стало понятно: кто бы ни выдвигался на главный государственный пост, приводным ремнем избирательной кампании станет "Единая Россия".
Построение вертикали власти – главный политический бренд эпохи президента Путина. Его преемник Дмитрий Медведев этот бренд вслух не критиковал в отличие от "суверенной демократии". Он высказывается по вопросу вертикали очень аккуратно, осторожно: "Я уже как-то... сгоряча сказал: лет через сто – может, не через сто, но во всяком случае в текущей исторической перспективе, на мой взгляд, необходимо сохранить единство в управлении государством, когда все находятся в единой исполнительной вертикали".
Строительство вертикали власти – общая логика обоих путинских сроков. Она диктовала и создание федеральных округов и института полномочных представителей; и изменения в законодательной власти – создание новой системы выборов в Думу и радикальное переформатирование Совета Федерации; и отношения власти со СМИ и общественными организациями. Но все же главным элементом, стержнем построения вертикали стала отмена всенародных выборов руководителей регионов. Произошло это сразу после бесланской трагедии – самого громкого и кровавого теракта начала ХХI века в России.
Верховная власть возражает, когда говорят, что губернаторы теперь назначаются, но русский язык сопротивляется иным формулировкам, а русский язык главнее любой власти. И вопрос в умах граждан формулируется однозначно: выборы или назначение?
Вслед за отменой выборов губернаторских в стране происходит изживание мэрских кампаний. Возникает и успешно развивается институт сити-менеджеров. Тенденция набирает силу, и в наиболее крупных региональных столицах власти уже отказались от выборов градоначальника в пользу наемных управленцев.
Естественные ограничения Принципата порождают проблемы, к которым власть не готова. Таким событием стало 11 декабря, когда толпа вышла на Манежную площадь с радикально-националистическим настроем. И такого, скрытого от вертикали, настроения в обществе копится в избытке. Так что выживание модели власти будет напрямую связано со способностью оставаться популярной. Не только в глазах пенсионеров.