«Империя зла» исчезла. Но почему-то зла в мире стало больше. Политические ролевые игры, обнаружившие себя в явной форме на всей территории этой империи двадцать лет тому назад, не завершились, а стали ещё более изощрёнными. Исполнители тех или иных ролей, к сожалению, не приближают, а отдаляют то время, когда, говоря словами поэта, «пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть». Процесс пошёл… И продолжается. Остановимся лишь на некоторых моментах, так или иначе связанных с политическими играми и идеологией разгрома, которая вооружает участников игр.
О революции Горбачёва-Яковлева
Сегодня многие испытывают ностальгию по всему лучшему, что было в Советском Союзе (лучшая в мире школьная система образования, лучшая в мире система высшего технического образования, высокая социальная защищённость граждан великой страны и т.?д.). Был и негатив, достаточно много негатива. Но что важно простому человеку? Уверенность в завтрашнем дне; благосостояние; образование для детей и внуков. Его по большому счёту не интересует, живёт ли он при капитализме или социализме. Что такое Российская империя? Это — Россия. Что такое Советский Союз? Это — идеологическое название России. Кстати, на Западе Советский Союз так всегда и называли. В результате революции Горбачёва-Яковлева, совершённой верхушкой КПСС и верхушкой КГБ, из состава России (Советского Союза) вышли Латвия, Литва, Эстония, Украина, Грузия и другие республики. Воспоминания о прошлом порождают у многих ностальгию в связи с тем, что была упущена уникальная возможность реформирования страны на благо всех жителей с учётом высокого образовательного уровня населения, богатейших полезных ископаемых, возможностей в развитии наукоёмких производств. Реформированный Советский Союз (Россия) имел бы все шансы в XxI веке быть в ряду таких сверхдержав, как Китай и США. Нужно было хотя бы попытаться провести реформу без революции, если бы думали о гражданах, а не о приватизации богатейшей территории. Пришла пора об этом говорить, смотря правде в глаза и помня слова Шиллера: «Россию могут победить только русские».
О «стихии» рыночной экономики
В мире давно нет стихийной (свободной) рыночной, экономики. «Реформаторы» на постсоветском пространстве были либо невеждами в экономике, либо обыкновенными криминальными элементами. Во время поездок в США не раз убеждался, что их экономика управляемая (регулируемая). Правительство каждого штата, платя федеральные налоги, имеет большие права на своей территории. В каждом штате есть целый аппарат чиновников, который обрабатывает огромный объём поступающей информации о показателях промышленности, сельского хозяйства и т.?д. Эта информация анализируется для принятия конкретных решений по управлению. Я знал сотрудницу такого центра в Орегоне, которая была готова приехать в Латвию, чтобы передать опыт министерству экономики. Но в Латвии это никому не было интересно. Чиновники думают не о народе и даже не о государстве, а о корыстном интересе. В одном из недавних интервью мой бывший коллега по парламенту Интс Цалитис (узник сталинских и послесталинских лагерей) тоже подтверждает мои выводы: «На самом деле, как мы знаем, никакого свободного рынка нигде нет — всё регулируется».
О покаянии
В СМИ в последние годы непрерывными потоками идут «плачи Ярославны». Одно сплошное самобичевание за тот или иной период отечественной истории. Истории неординарной, самобытной и имеющей свою внутреннюю логику, которую так хотят исказить «временщики». Делается всё или почти всё, чтобы деморализовать целые поколения, назвав белое чёрным, а чёрное белым. В тех же США никому в голову не вбивают почему-то мысли о необходимости покаяния, комплексе вины перед индейцами, перед жертвами гражданской войны, которая на самом деле была даже более жестокой, чем в России. Там не клеймят «финансовых баронов», приведших марионетку Уоррена Гардинга в 1921 году в президенты и заложивших основу для жесточайшего экономического кризиса 1929 года. Там не расследуют причину неиспользования информации о подготовке нападения Японии на Пёрл-Харбор (1941 год). Они не «рвут на себе рубашку» за геноцид во Вьетнаме, а имя каждого погибшего там американца увековечено в мемориале возле Белого дома. Не ужасаются, что Франклин Рузвельт для выхода экономики из кризиса применил ряд мер откровенно социалистического (!) характера. Это он своим оппонентам резко сказал: «Люди не скоты, вы должны это знать». Этот лидер изложил свою программу кратко и ёмко: «У меня нет никаких сомнений в том, что для страны пришло время на целое поколение стать радикальной. История показывает, что там, где это случается, нации избавлены от революции». В конце прошлого века у Белого дома появился мемориал Ф.?Рузвеяльту. Такой чести до него были удостоены лишь три президента.
В США, наряду с позитивом, есть много негатива. Но СМИ в США не внушают американцам изо дня в день комплекс неполноценности. Американцы, как впрочем, британцы, испанцы, французы и другие, заняты не покаянием, не примирением потомков участников гражданской войны. Потому что не пришли к «гениальной» мысли о том, чтобы отдельные периоды своей истории назвать аппендиксом, который необходимо вырезать, вырвать из народной памяти. Потому что не хотят разрушить свою страну, разбить на части, а самую большую часть разбить, может быть, ещё на несколько частей. За одни такие мысли, не говоря о действиях, лидеры американцев были бы объявлены государственными преступниками. Американцы гордятся своей страной. Не называют её «этой». Они не занимаются покаянием потому, что смотрят не в прошлое, а в будущее. Им просто некогда: на дворе XxI век и дыхание великого Китая.
Комплекс вины и Латвия
Говоря о комплексе вины, возьмём, к примеру, Латвию. Сфокусируем взгляд на инкорпорации 1940 года. Считал и считаю события лета 1940 года в Латвии, пользуясь терминологией правительства США, именно инкорпорацией. Но должен ли быть у русских комплекс вины, если у латышей не было и нет никакого комплекса вины за действия латышских стрелков?
Напомню, что в ноябре 1917 года 2-й Тукумский стрелковый полк (2,5 тысячи человек) был вызван в Петроград, где участвовал в охране Смольного и разгоне Учредительного собрания. В 1918?г. 2-му, 4-му и 9-му стрелковым полкам доверялась охрана Кремля. Латышские стрелки участвовали в подавлении антисоветских мятежей в Москве, Калуге, Нижнем Новгороде, Осташкове, Старой Русе, Ярославле, Муроме, Рыбинске и т.?д. Само появление на карте мира Первой Латвийской Республики связано только с Октябрьской революцией и предоставлением Лениным независимости Латвии. Меня всегда удивляет тот факт, что в Риге нет памятника Ленину с надписью: «Владимиру Ульянову (Ленину) от благодарного латышского народа за предоставление независимости».
Поэт и публицист Виктор фон Андреянов ещё в 1895 году в «Берлинской ежедневной газете» вопрошал: «Из Латвии? Где лежит этот неизвестный остров?» Автор цикла статей говорит, что жители этого края были превращены крестоносцами в холопов, на которых смотрели, как на домашний скот. Автора поражает, что на протяжении семисот лет они не были германизированы. Причину этого он усматривал в «безмерной гордости колонизаторов, особенно рыцарей, в высокомерии церковников (до и после реформации)».
Сама латышская нация сформировалась только в конце ХIХ века. Первый посол Второй Латвийской Республики в Российской Федерации Янис Петерc писал: «ХIХ век растёт, набирает силу… Для нас, латышей, это тот миг истории, когда наши первые писатели, архитекторы, композиторы, учёные, государственные мужи ещё рождаются на свет, писают в пелёнки, а то и только зачаты». Нация сформировалась при значительной помощи деятелей русской культуры. Самые видные латышские деятели получили образование в Петербурге. Велико влияние русской культуры на формирование латышской нации. Заметно и влияние других культур: немецкой, шведской, польской.
На мой взгляд, значительный подъём латышской культуры произошёл в советское время. Мир узнал десятки имён выдающихся латышских деятелей. Праздники Песни и танца превращались во всенародное торжество многонациональной Латвии. Значительно вырос уровень среднего и высшего образования в области технических наук. Латвия стала одним из центров электронной промышленности Советского Союза. Была создана Академия наук. Сегодня латышам и русским не нужно заниматься взаимными упрёками, копаться в комплексах вины, а следует видеть тот большой объединяющий позитив, исторический опыт совместного проживания в течение многих веков. Только на основе позитива нужно динамично строить будущее для общего блага.
О религии
На постсоветском пространстве исступлённо взывают к религии. Быть атеистом становится неприличным. Но любая религия ставит целью овладеть духом и умом человека, чтобы осуществлять духовно-нравственное руководство конкретным человеком и обществом в целом. Марксистско-ленинская религия (именно в религию перевоплотили вполне научные исследования Маркса и его последователей) в этом плане преследовала те же цели. Жизнь ставит перед человеком сложные вопросы бытия, включая такие, как «Быть или казаться?», «Быть или иметь?». Недаром Ницше, умерший в 1900 году, провидчески говорил: «Идеи коммунистического равенства захватят воображение многих…, но собственник в человеке в конце концов возьмёт верх». Так оно и случилось. Задачу обуздания этих, собственнических инстинктов, приводящих к непредсказуемым последствиям не только для индивидуума, но и для всего человечества, должна, казалось бы, взять на себя религия, если бы ею в Храмах руководили Иисус Христос, Магомет, Будда и им подобные носители духа. Роль религии в многоконфессиональных государствах заключается прежде всего в воспитании в людях добра, любви к ближнему. При этом церковь не должна предавать анафеме атеистов. В чём сходятся не воинствующий верующий и не воинствующий атеист? В чувстве приобщённости к гармонии мира. Всё это, правда, идёт прахом, если верующий или атеист становятся воинствующими: первого «попутает дьявол», а второй обязательно допустит «досадные перегибы». Правильно утверждал перед недавним религиозным саммитом в Москве в телевизионной передаче журналиста Владимира Соловьёва представитель одной из конфессий: «Среди неверующих есть много людей доброй воли». Главная задача — чтобы среди нас было больше людей доброй воли независимо от того, верит или не верит человек в Бога. Тогда возникнет реальная надежда на то, что можно будет остановить движение мира в пропасть.
Тот, кто одну из конфессий ставит в привилегированное положение в стране, где религия отделена от государства, фактически закладывает под фундамент пока всё ещё большого государства мину замедленного действия. Правда, с точки зрения идеологов разгрома государственности, все средства хороши: и национализм, и сепаратизм, и религиозное противостояние, и безудержная коррупция, и исчезновение природных и интеллектуальных ресурсов.
Тютчев и современность
Размышляя о процессах на постсоветском пространстве, не могу не обратиться к выводам поэта, дипломата и мыслителя Фёдора Тютчева. За полвека до революции (в 1867 году) он писал: «Разложение повсюду. Мы двигаемся к пропасти. В правительственных сферах бессознательность и отсутствие совести достигли таких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию». Он много размышлял о корнях зла: «И это происходит не только вследствие недоразумения, невежества, глупости, неправильного понимания или суждения. Корень этого глубже, и ещё не известно, докуда он доходит».
Думая о процессах в России, Украине, Белоруссии, Грузии и анализируя то, что происходит буквально на моих глазах в Латвии, где кто-то на высшем уровне пытается с упорством, достойным лучшего применения, сталкивать лбами латышей и нелатышей, не раз возвращаюсь к этим и другим мыслям Тютчева. Тайные ролевые Игры в разгаре. Процесс не завершён. Корень этого явления всё еще спрятан от простых людей. «И ещё не известно, докуда он доходит», — повторил бы свои слова сегодня Тютчев. Нынешнее состояние дел обеспечивают плуты и честные дураки.