Об авторе: Махмут Ахметович Гареев - президент Академии военных наук, генерал армии.
В этом разделе предполагается изложить: задачи по созданию экономической основы надежной обороны страны; обеспечение экономической безопасности; приоритеты военно-технической политики; вопросы финансирования расходов на оборону и социального обеспечения военнослужащих. В этом же разделе может быть кратко изложена направленность военно-технического сотрудничества.
Желательно подчеркнуть, что основой обороны и технического оснащения Вооруженных сил является экономическая мощь страны. При этом следует избегать голословных деклараций. Например, в действующей доктрине одна из задач экономического обеспечения обороны сформулирована следующим образом: «Оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств». Можно еще раз так записать, но работать этот лозунг не будет. Во всяком случае, он не поможет осуществить такую задачу, как оснащение армии и флота новым современным оружием, ни через 10, ни через 15 лет.
По оценкам РАН, в стоимости российского ВВП 82% составляет природная рента, 12% – амортизация промышленных предприятий, созданных еще в советское время, и только 6% – непосредственно производительный труд. Следовательно, 94% нашего дохода образуется за счет проедания прежнего наследия и природных ресурсов. Такая экономика не может обеспечить безопасность России.
Возможно, следует в ближайшие 10–12 лет выделять на оборону не менее 3,5% ВВП. Кстати, эта норма была уже зафиксирована в одном из предыдущих вариантов принятой военной доктрины. Конечно, в деле взаимоотношений с обществом – это крайне непопулярная мера. Но без этого невозможно перейти к новому поколению вооружений.
В доктрине нужно выдвинуть требование о более решительной концентрации научных сил, финансовых и материально-технических средств для осуществления прорыва в области элементной базы, перспективных технологий для создания средств связи, обнаружения, наведения, автоматизации, управления, РЭБ, информатизации. Нужна концентрация научных сил и материальных средств, осуществляемая с таким же решительным подходом, как это было сделано сразу после Великой Отечественной войны при создании ракетно-ядерного оружия.
Предлагается сохранить и прежнее определение, данное понятию «военная организация государства», а именно: ВС, другие органы и войска, привлекаемые для нужд обороны, и оборонно-промышленной комплекс страны.
Приоритеты международного военно-технического сотрудничества, как и некоторые другие разделы, могут остаться примерно такими, как они определены в действующей Военной доктрине. Может быть, было бы не лишним подчеркнуть лишь необходимость соответствия ВТС общей концепции международного сотрудничества и внешней политики России.
В заключительной части военной (оборонной) доктрины обычно указывается срок ее действия, порядок уточнения. Согласно Конституции РФ (пункт «3» ст.83), военная доктрина утверждается резидентом РФ и он не может эти полномочия передавать Федеральному Собранию, с тем чтобы превратить военную доктрину в законодательный документ.
Основы военной доктрины РФ, будучи выражением официальных взглядов и установок по оборонным вопросам, являются обязательными для всех государственных органов и военных кадров. На основе ее положений подготавливаются проекты правовых, законодательных актов, разрабатываются планы военного строительства, программа военной реформы, уставные и другие документы по оборонным вопросам в соответствующих государственных органах и оборонных ведомствах. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru