- В средствах массовой информации в последнее время активно зазвучали термины "безбарьерная среда", "доступная среда". Можно услышать мнение профессионала - что это такое?
- Я не буду пользоваться тем юридическим определением, которое есть в законодательстве, скажу просто: безбарьерная доступная среда - это среда комфортного обитания не только для больных с ограниченными физическими возможностями, но и для большинства людей.
Ведь удобным пандусом пользуются не только инвалиды, но и люди пожилого возраста. Широкие съезды с тротуара на дорогу, сконструированные для колясочников, необходимы и людям, перевозящим грузы, велосипедистам. А в непогоду или гололед большинство и самых мобильных людей предпочтёт пользоваться лестницами, оборудованными поручнями.
Мировые статистические данные говорят о том, что отдельные элементы безбарьерной среды необходимы, как минимум, для четверти населения. Но, по сути, каждый человек пользуется ими в различные периоды своей жизни. Скажем, первое путешествие в детской коляске гораздо комфортнее при наличии пандусов…
Безбарьерная доступная среда является более безопасной, и это уже доказано. Согласно данным Международной Организации Здравоохранения, "несчастные случаи на лестницах, улицах, дорогах уносят больше жизней, чем большинство болезней, за исключением рака и инфаркта".
Государственная программа "Доступная среда", реализация которой началась в Российской Федерации с 2011 года, и предполагает создание безопасных условий для населения. Конечно, в первую очередь, для таких категорий, как инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, включая тех инвалидов, кто использует кресла-коляски; инвалидов с нарушением зрения и слуха; лиц преклонного возраста; временно нетрудоспособных; беременных женщин; людей с детскими колясками; детей дошкольного возраста.
- Поясните для наших читателей, в чем суть этой программы?
- В нашей стране и раньше предпринимались попытки сделать среду проживания для людей с ограниченными возможностями, других маломобильных групп, по возможности, более комфортной. Но действия эти были связаны с предоставлением льгот, компенсаций инвалидам, внесением некоторых изменений в законодательство. Были и попытки перейти к формированию доступности некоторых видов объектов. Но, разумеется, решить весь комплекс проблем такими мерами не удавалось.
В 2008 году Россия подписала, а в мае текущего года ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Таким образом, государство взяло на себя обязательства выявить все существующие проблемы, которые препятствуют созданию доступной среды, и постепенно их решать. Одним из этапов этой работы и является реализация государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы".
Программа стартовала в марте прошлого года в трех пилотных регионах - у нас, в Тверской области, в Саратовской области и в Республике Татарстан. На этих территориях сейчас отрабатываются единые стандарты и подходы к вопросам формирования доступности среды. С помощью пилотных площадок Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации должно получить выверенные методические рекомендации о том, как вырабатывать подходы к организации доступной среды, механизмы контроля за ее формированием.
С 2013 года планируется начать софинансирование программ других регионов при условии, что программы субъектов будут комплексными и нацеленными на показатели госпрограммы. Поэтому сегодня Минтрудсоцзащиты РФ очень пристально и предметно осуществляет контроль за ходом пилотного проекта, в том числе и по Тверской области. И областные исполнительные органы государственной власти Тверской области и муниципалитеты - участники программы - несут огромную ответственность за результаты: ведь наш опыт будет тиражироваться для всех субъектов Российской Федерации.
Жители Тверской области должны понять, что государственная программа "Доступная среда" не нацелена на обслуживание отдельно взятого инвалида - скажем, установка подъемника, приобретение средств реабилитации и социально-бытовой адаптации… Её задача - комплексное решение по адаптации социальных объектов и инфраструктуры для создания всех необходимых условий оказания населению доступных услуг.
Сразу должна сказать, что при разработке программы за основу были взяты не теоретические рассуждения, а практические возможности и потребности людей, поскольку в разработке самое активное участие принимали представители всех общественных организаций инвалидов. Инвалидам по зрению в первую очередь нужен доступ к информационным ресурсам. Если глухому нужна информационная доска, где он сможет прочитать информацию, то слепому нужно звуковое сопровождение. Хотя бы первая и последняя ступенька лестницы должны иметь яркую окраску - желтую или оранжевую. На переходе через улицу перед крыльцом или на остановке должна быть полоса от 50 до 80 сантиметров с шероховатой поверхностью. Все это есть в СНиПах, но еще три-четыре года назад подавляющее большинство об этих нормах не задумывалось.
- Можно ли уже говорить о каких-то итогах?
- Главный успех, которого удалось добиться в последнее время: программа получила большой общественный резонанс. Правительство Тверской области утвердило целевую программу "Доступная среда" на 2012 год". На ее реализацию планируется потратить около 763 миллионов рублей. Это общий объем средств из федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Тверской области.
В прошлом году в рамках программы оборудовано 26 объектов, на ряде объектов работы продолжаются в этом году. Предполагаем создать условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам и услугам сферы здравоохранения, культуры, транспорта, связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры. В 2012 году с этой целью запланировано адаптировать 103 объекта, в том числе 15 - в муниципальных образованиях Тверской области.
Из наиболее весомых результатов могу назвать приобретение низкопольного транспорта для города Твери. Адаптация транспортной инфраструктуры - основной приоритет пилотного проекта Тверской области. В сентябре-ноябре текущего года будут поставлены 7 автобусов и 6 троллейбусов, которые будут ходить в Твери по маршрутам, где сосредоточены основные объекты социального значения.
- Какие основные проблемы возникают при реализации Программы?
- Пожалуй, одно из самых сложных преобразований связано с изменением сознания и отношения здоровых граждан к инвалидам. Многие так устроены: пока у нас и наших близких все хорошо, мы счастливы и считаем, что ничего подобного с нами произойти не может. За границей, когда инвалид-колясочник садится в общественный транспорт и это вызывает задержку на 2-3 минуты, никто не ропщет и не возмущается. Все терпеливо ждут. Если у нас появится такое же отношение, то многое изменится к лучшему. Но пока, к сожалению, негативное отношение к инвалидам существует, и эту "отношенческую" проблему нужно решать.
С этой целью управлением информационной политики аппарата Правительства Тверской области совместно с нашим Министерством разработаны циклы коммуникативных программ информационного, разъяснительного характера, как для электронных, так и для печатных средств массовой информации. Думаю, и наша с вами беседа станет одним из звеньев воспитания толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
На второй план я бы выдвинула необходимость формирования и у населения, и у отдельных руководителей понимания того, что помощь маломобильным группам граждан - задача, которую должны решать не только власти. Это обязанность каждого руководителя и владельца производственного, торгового заведения или учреждения. И дело здесь не только в моральной стороне, но и в реальной экономической выгоде: в обеспечении доступа к предлагаемым товарам и услугам значительной категории граждан. Боюсь, что пока многие собственники подобных зданий и сооружений не торопятся сделать их доступными.
И еще один аспект. В конкурсах на производство работ в рамках Программы, к сожалению, принимают участие не всегда добросовестные люди, которым важно только заполучить энную сумму денег. А работы потом выполняют формально. Им ничего не стоит "сляпать" пандус с наклоном 60 градусов или уложить тактильную плитку так, что она становится препятствием передвижению людей. Конечно, наши общественники-инвалиды выявляют нарушения, требуют от подрядчиков обязательного устранения недостатков. Но, на мой взгляд, ответственность за такие безобразия должна быть усилена.
- Но ведь большинство объектов строились в 50-60-е годы. Можно ли сегодня по сути неприспособленные здания сделать доступными?
- Социальное пространство современных городов и населенных пунктов наполнено самыми разными физическими и символическими барьерами. Некоторые объекты являются памятниками и менять их внешний вид пандусами (например в Театре юного зрителя в Твери) запрещено. Но наши коллеги из Комитета по делам культуры ищут возможности приобретения съемных раздвижных пандусов, которые напоминают ковровую дорожку, их можно устанавливать на день, а на ночь собирать.
Бывает и так, что колясочнику удается подняться в здание, но открыть дверь, развернуться невозможно. Хорошо бы установить подъемники, но нельзя расширять лестничные клетки. И это тоже одна из самых сложных на сегодня проблем.
Часто поручни на уже построенных пандусах не соответствуют нормам, располагаются не с двух сторон, а с одной. Проблема в том, что до 2005 года в положениях СНиПа соблюдение правил создания доступной среды носило рекомендательный, а не обязательный характер.
Поэтому, определяя приоритетные объекты для создания в них максимально доступных для различных категорий граждан условий, мы руководствуемся мнением специалистов, самих инвалидов, и стараемся находить варианты для решения проблем
Естественно, результаты наших наработок на каждом этапе выполнения Программы "Доступная среда" обсуждаются с представителями общественных организаций инвалидов, согласовываются с ними. Такую задачу перед всеми областными исполнительными органами государственной власти - участниками программы - поставил при её формировании Губернатор Тверской области Андрей Владимирович Шевелёв.