Хакасское руководство, не жалея сил, нервов и времени, пытается создать на подконтрольной территории благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сферы малого и среднего бизнеса. Но, увы, реалии, возникшие с начала 2010 года, таковы, что проку от таких титанических трудов мало. Тарифы на электроэнергию на корню душат все благие начинания. Положение, в котором вынуждены вести хозяйственную деятельность предприниматели и аграрии, можно охарактеризовать пословицей: "Не до жиру – быть бы живу". Но все же робкий свет в конце тоннеля просматривается. Такой оптимистичный вывод можно сделать из речей главы Хакасии Виктора Зимина на расширенном совещании по "тарифной проблеме", состоявшемся в Сером доме на минувшей неделе.
2010 год встретил деловую прослойку хакасской общественности – предпринимателей и фермеров – тигриным оскалом. И не потому, что грозный полосатый зверь был символом года по восточному календарю – федеральная власть преподнесла среднему классу новогодний подарок, на упаковке которого, по идее, была бы уместна надпись: "Получи, фашист, гранату!". Презент обозначался как "либерализация рынка электроэнергии".
В соответствии с постановлением российского правительства, с 1 января 2010 года лишь 40% электричества с оптового рынка стало продаваться юридическим лицам по регулируемым тарифам (спустя полгода доля уменьшилась до 20%). Рванули в заоблачную даль платы за услуги единой национальной сети – "Федеральной сетевой компании" (доля "ФСК" в тарифе тогда одним махом распухла до 52%), региональных сетевых компаний (которых в маленькой Хакасии – около тридцати) и сбытовых организаций. На этот же период пришлось очередное снижение перекрестного субсидирования за счет базового потребителя региона – ОАО "РУСАЛ-Саяногорск", в результате чего дополнительные расходы легли на далекие от алюминиевой отрасли структуры.
Для мелкого бизнеса и без того печальное положение дел усугубилось тем, что большинство из подобных контор запитано на сети низкого напряжения – самого дорогого в обслуживании участка энергетиков.
В общем, за первый месяц 2010 года тарифы на электричество для потребителей из категории "прочие" выросли в Хакасии на 65-70%. Для многих, учитывая, что впереди маячили и другие мрачные перспективы (например, увеличение страховых социальных выплат с 26 до 34% от фонда заработной платы или дикие ставки муниципалитетов за аренду земли), новые цифры в квитках от энергетиков были равнозначны приговору всей предпринимательской деятельности. Малый и средний бизнес, на который приходится около 60% налоговых поступлений в республиканскую казну, откровенно стал нервничать.
Экономия как средство
от электрошока
В условиях надвигающейся бури хакасские власти дали понять, что все происходит так, как и должно происходить.
– Кончилась дешевая электроэнергия, которую мы получали с СШ ГЭС, – ласково объяснял сущность образовавшейся вдруг реальности экс-гендиректор "Хакасэнерго", заместитель главы региона Андрей Новоселов. – И, конечно, это очень нелегко пользоваться дешевой энергией, когда все вокруг пользуются дорогой. Может возникнуть какое-то непонимание – почему вот Хакасия, а не Тува, не Красноярский край.
Правительственные чиновники быстро нашли средство, которое якобы поможет предпринимателям минимизировать потери от взметнувшихся в космос тарифов. По логике товарищей из Серого дома, спасаться в новых условиях Бизнес должен, следуя мудрости незабвенного Леонида Ильича: "Экономика должна быть экономной".
– Мы никогда всерьез не задумывались о бережном отношении к электричеству, потому что его всегда в Хакасии было много, и оно было дешевым, – глубокомысленно рассуждал в одном из тогдашних комментариев губернатор Виктор Зимин. – Пришла пора менять отношение и относиться к данному ресурсу бережно, постепенно снижая энергоемкость нашей экономики. [...] Каждый руководитель предприятия должен по-новому взглянуть на свое производство. […] Необходимо активнее использовать ночной режим работы на сменных производствах, который дешевле с точки зрения стоимости электроэнергии, менять оборудование на более производительное и менее энергоемкое…
Политическая организация под руководством Виктора Михайловича – хакасское региональное отделение партии "Единая Россия" – провела по его поручению "круглый стол", результатом которого стали "рекомендации" республиканскому правительству, органам местного самоуправления, руководителям предприятий и учреждений. Единороссы настоятельно советовали различному начальству (цитата): "организовать широкую разъяснительную кампанию в газетах и иных СМИ, объясняющую ситуацию с тарифами на электроэнергию, подчеркивая следующие факты: тарифы в РХ – одни из самых низких в Сибирском федеральном округе; отсутствие культуры при использовании электроэнергии привело к тому, что в РХ энергопотребление на душу населения – одно из самых высоких в СФО".
То есть, если уж не панацеей от навалившейся на средний класс напасти, то хотя бы претендующим на какую-то эффективность средством республиканская власть назвала лишь одно "лекарство" – туже затянуть пояса, быть скромнее.
"Политические воззвания
вредят республике!"
Скептичный предпринимательский люд не поверил, что избежать скорого разорения можно, лишь вкручивая повсюду энергосберегающие лампочки и по-стахановски вкалывая в то время, когда нормальные люди спят. В марте 2010 года недовольство экономической политикой государства приобрело в Хакасии публичную форму. В республике начались митинги протеста, весть о которых в эпоху интернета тут же, к ужасу местных руководителей, докатилась до Москвы.
Главный хакасский начальник Виктор Зимин встречался с представителями предпринимателей, но разговором по душам, увы, назвать это было трудно.
– Все сегодняшние политические воззвания только вредят республике! – пытался вразумить мятущихся от безнадеги господ Виктор Михайлович. – Не надо митинговать и портить мои отношения с федеральным центром! Я не хочу, чтобы наш регион выглядел какой-то вспышкой, я не хочу потерять эту площадку для диалога. Если я ее потеряю, то потеряете и вы!
Примерно в том же духе отвечал в апреле 2010 года вернувшийся из очередной командировки в российскую столицу (где встречался и с Медведевым, и с Путиным) глава хакасского правительства на наш вопрос: "Есть ли хорошие новости для местных предпринимателей по поводу тарифов?"
– Чтобы мы могли с этой темой отличаться от других регионов России, нам нужно этот вопрос провести немного в другом формате, не в формате общественных слушаний. Иначе мы не получим того снижения тарифа, о котором мечтаем. […] Только вынесем на общественные слушания, ни президент, ни премьер меня не поддержат. Есть у нас наработки в рамках федеральных структур, "ФСК", "РусГидро". […] Работаем, по-другому ничего не могу сказать о конкретных результатах. Конечно, что-то будет. Но чем мы больше будем говорить и освещать эту тему…
Разговоры стихли, соответственно, погасло "освещение". И с тех пор…
...Прошел год
Давно улеглись митинговые страсти. Три месяца назад закончился "переходный период в электроэнергетике". Теперь абсолютно вся энергия, поставляемая потребителям (за исключением населения, которое до 2014 года будет наслаждаться регулируемыми тарифами), продается на оптовом рынке по рыночным ценам. "Площадку для диалога" с высшими силами Виктор Зимин (назло недругам) не потерял. Хакасию неоднократно удостаивал своим визитом глава российского правительства Владимир Путин. Для толп боссов федерального уровня руководимая товарищем Зиминым территория стала местом паломничества. А 11 марта текущего года нашу республику впервые со времен Михаила Горбачева посетило первое лицо государства – президент России Дмитрий Медведев. Из этого следует, что у хакасского губернатора имеется возможность решать самые острые вопросы "не в формате общественных слушаний", а по-тихому с теми, от кого буквально все в этой стране зависит. Каковы результаты подобных невидимых глазу простого смертного трудов?
В минувший четверг, 31 марта, в зал заседаний хакасского правительства набилась такая уйма народа, что некоторым гостям пришлось искать по соседним кабинетам стулья или же и вовсе слушать речи выступающих, стоя на своих двоих. На расширенное совещание, посвященное "вопросу формирования тарифов на электроэнергию на 2011 год", прибыли министры, главы городов и районов, предприниматели и фермеры. Председатель республиканского правительства открыл заседание печальными рассуждениями:
– В течение нескольких лет мы создаем условия для развития малого и среднего бизнеса. Есть хорошие результаты. Однако рост тарифов на электроэнергию сводит на нет все наши усилия. В том числе в сфере сельского хозяйства, где тариф вообще вырос очень значительно.
Порадовавшись за население, которое "у нас защищено", Виктор Зимин сокрушался гиблыми реалиями предпринимательского сообщества:
– Для бизнеса республики с нового года тариф повысился на тридцать с лишним процентов. Так, если в декабре для предпринимателей 1 кВт/час энергии обходился порядка 3,04 рубля, то в январе уже – около 4,02.
Одной их главных причин очередного резкого подорожания Виктор Михайлович обозначил непонятки в тарифном механизме в новой среде, образовавшейся в связи с окончанием "переходного периода". По идее, цена на покупку энергии на оптовом рынке должна определяться ежемесячно ОАО "Администратор торговой сети" ("АТС") по результатам конкурентного отбора ценовых заявок поставщика и покупателей. Но на федеральном уровне необходимые правила оптового рынка электроэнергии и мощности еще не приняты. В таких условиях "АТС" руководствуется предварительными прогнозными ценами. Аналогичными ценами при выставлении счетов конечным потребителям следовало руководствоваться и энергосбытовым организациям. Но местные гарантирующие поставщики почему-то применили более высокую прогнозную цифру, которую обосновали собственными расчетами. В итоге хакасские аграрии и предприниматели, как и в начале 2010 года, испытали такие негативные эмоции, будто их действительно шарахнуло током.
Их душат – они душат
Чтобы остаться на плаву, свои издержки предприниматели и фермеры пытаются хоть как-то минимизировать, увеличивая цену на продукцию. То есть от повышения тарифов хуже стало не только деловым и трудолюбивым товарищам, а абсолютно всем.
– Социально-экономический эффект удорожания электроэнергии приводит к снижению доходов населения и росту стоимости жизни, – с прискорбием доложил на совещании глава республиканского министерства регионального развития Сергей Новиков и расписал бедовую ситуацию, в которой оказались сельчане.
До начала 2011 года для сельхозпроизводителей были установлены льготные тарифы, но с января аграриев приравняли к категории "прочие потребители". Как результат, по словам министра, рост конечных тарифов – практически в два раза:
– В 2010 году с учетом доли покупки по нерегулируемой цене, в среднем по году, сельхозпроизводители платили 1518 рублей за мегаватт/час. В 2011 году эта сумма составляет 3404 рубля. Рост – 225%. Такой рост приводит к существенному удорожанию себестоимости производимой продукции сельского хозяйства.
По раскладу Сергея Новикова, если в декабре минувшего года средняя цена килограмма говядины первой категории составляла 183 руб. 9 коп., то в феврале текущего – 198 руб. 3 коп. Повышение цен зафиксировано и на прочую пищевую продукцию. Мука пшеничная первого и высшего сортов: декабрь – 19 руб. 65 коп., февраль – 20 руб. 62 коп.; картофель: декабрь – 24 руб. 42 коп., февраль – 31 руб. 93 коп.; лук репчатый: декабрь – 30 руб. 58 коп., февраль – 36 руб. 52 коп.; сахар: декабрь – 42 руб. 94 коп., февраль – 45 руб. 98 коп.; подсолнечное масло: декабрь – 77 руб. 95 коп., февраль – 81 руб. 78 коп.; гречневая крупа: декабрь – 81 руб. 24 коп., февраль – 99 руб. 55 коп. и т.д. Это не из-за того, что аграрии очень жадные, просто жизнь у них теперь такая, что хоть волком вой.
– Удорожание электрической энергии и наибольший ее объем потребления в зимний период приводят к тому, что в эти месяцы почти вся выручка от реализации продукции сельхозпроизводителей должна быть направлена на погашение задолженности за электроэнергию, – грустно констатировал отвечающий за региональное развитие чиновник.
Шутки в сторону
Но не только печалились на совещании различные руководители (иначе бы журналистов в зал не пустили). Верховное начальство Хакасии дало понять, что существует вероятность глобальных изменений действительности, в которой более года пребывают сельское хозяйство, малый и средний бизнес.
Кто виноват в случившемся? Алчные энергетики? Присутствующий на заседании управляющий ОАО "Хакас-энергосбыт" Игорь Шульгин пытался донести до присутствующих, что руководимая им организация никоим образом не виновата в происходящем:
– При цене электроэнергии для населения – это 1 рубль 32 копейки, сбытовых денег в этом – лишь 3 копейки. Цена для предпринимателей – 3,40-3,80. Но наших в этом – 16 копеек! Все остальное – это не наша цена. Мы с удовольствием, если бы могли, повлияли на это.
На главу региона неожиданная арифметика не произвела умиротворяющего воздействия. Виктор Зимин обрушился на энергетиков с укорами:
– У нас два или три года постоянно накал идет. И мы его в январе пытаемся... Извините за непарламентскую речь, но эта составляющая января – халявная. Так и надеемся, что проскочим? Я предупреждаю – не шутите больше с этими вещами! Не шутите!
Впрочем, желания "шутить" у сбытовых и сетевых организаций и так уже не должно быть. В январе республиканский госкомитет по тарифам проверил подобные структуры и предъявил им требование – провести перерасчет потребителям энергии за январь в соответствии с рекомендациями ОАО "АТС". А в этих рекомендациях цена одного киловатта обозначена в первом месяце года не 4 рубля 2 копейки (как это случилось в Хакасии), а меньшей цифрой – 3 рубля 83 копейки. Республиканское руководство заявило, что в дальнейшем сбытчикам предстоит с учетом фактической цены за электроэнергию произвести еще один перерасчет в пользу потребителей. Правда, случится эта красота, лишь когда на федеральном уровне наконец-таки будут приняты правила оптового рынка.
Пускай не палочка-выручалочка, но все же какая-то поддержка в переходный период обещана хакасским правительством на совещании в Сером доме местным аграриям. В республиканском бюджете предусмотрено 30 млн. рублей для частичной (в размере 35% от затрат) компенсации расходов сельхозпроизводителей на оплату электричества. При этом главное требование, скажем, к фермерам – участвуя в ставших традиционными сельскохозяйственных ярмарках, неизменно снижать цену на свой товар.
На важном мероприятии было дано понять, что и малый, и средний бизнес в беде не бросят. Для поддержки предпринимателей в части субсидирования "энергетического обследования" и "проведения энергосберегающих мероприятий" в бюджет заложены пускай не космические, но реальные деньги – 4 млн. 900 тыс. рублей.
Но, конечно же, кардинально повлиять на ситуацию это не может (рост местной составляющей в нынешних тарифах – всего около 5-6%). Как и прежде, все необходимо решать в московских кабинетах.
Стратегическая цель –
не больше 15%
Львиная доля в новых тарифах (37%) – это плата за услуги по передаче электроэнергии по единой общероссийской сети ОАО "ФСК ЕЭС", расценки которой регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ). На совещании в Сером доме глава Хакасии Виктор Зимин сообщил, что республиканское правительство направило в федеральную службу депешу с обращением рассмотреть вопрос о снижении в текущем году платы за услуги "ФСК". Причем желаемую планку наши чиновники указали очень приятную для хакасского бизнеса и вполне конкретную – сделать так, чтобы цены на электричество для потребителей республики не превышали 15% от уровня 2010 года (напомним, что за январь рост тарифов для малого и среднего бизнеса составил около 30% и для сельхо зпроизводителей – 225%).
Судя по речам губернатора, не исключена поддержка со стороны той организации, в совет директоров которой он входит – ОАО "РусГидро".
– Подготовлено и направлено на имя заместителя председателя правительства России Игоря Сечина письменное обращение о содействии в проработке вопроса заключения с "РусГидро" прямых договоров на поставку электроэнергии для Хакасии по более низким ценам, – пролил долгожданный бальзам на сердца присутствующих начальников, предпринимателей и сельчан Виктор Зимин. – На следующей неделе я вместе с профильными заместителями выезжаю в Москву для продолжения этой работы.
Будем надеяться, что все у республиканского руководства получится. По крайней мере, в серьезности его намерений разрулить в Москве проблему убеждают нервные нотки в губернаторском голосе, когда на совещании Виктор Зимин характеризовал происходящее:
– Мы не для того предпринимали усилия для развития экономики, предпринимательства, чтобы они оказались напрасными из-за роста тарифов. Мы создаем различные фонды поддержки предпринимательства, а тариф все съедает. Не хочу, чтобы наши шаги были обесценены и размыты из-за этого. И не надо думать, что от нас мало что зависит.
Докажет ли глава Хакасии, что конкретно от него здесь зависит многое? В среду, 6 апреля, Виктор зимин вылетел в Москву.