В месте, где воды реки Лим начинают свой путь по Лайм-Реджис, была обнаружена римская усадьба, пол которой был усыпан раковинами моллюсков. Это остатки волшебного ночного легкого ужина.
Камнеточец (pholas dactylus) – это необычный маленький двустворчатый моллюск. Это создание длиной до восемнадцати сантиметров медленно врезается в камень, используя для этого зубчатую поверхность краев своей раковины, и затем проводит оставшиеся восемь лет своей жизни в норе, никогда ее не покидая. Он лишь высовывает свою двойную сифонообразную трубочку, чтобы с ее помощью процеживать морскую воду в поисках частиц пищи. Но в этом моллюске есть еще кое-что любопытное. Он светится, когда его ешь.
«…если его мясо жевать и держать во рту, дыхание приобретает свечение, напоминающее настоящее пламя», написал один очевидец поедания этого моллюска в сыром виде. Римский государственный деятель Плиний писал об этих биолюминесцентных двухстворчатых моллюсках как о великолепной полуночной закуске во времена, предшествовавшие изобретению электричества. Среди римлян были очень популярны спонтанные полуночные пирушки, на которых мужчины и женщины обмазывали себя и друг друга светящейся липкой субстанцией и объедались свежими моллюсками. Плиний писал, что моллюски «сияют как во рту человека, который его жует, так и в его руках и даже на полу и на одежде, если они на них попадают, что делает, несомненно, очевидным, что их сок обладает свойством, достойным восхищения».
Дюбуа, ученый девятнадцатого века, действительно восхищался этими моллюсками и использовал их вместе со светлячками для открытия люциферина и объяснения процесса возникновения биологического свечения. Любопытно, что в настоящее время биолюминесценция этих моллюсков используется для предсказания плохого самочувствия людей. Обычный камнеточец встречается по всему южному и юго-западному побережью Великобритании и Ирландии, а также на Пиренейском полуострове, Средиземноморье, в Черном море и на Атлантическом побережье Марокко.
Хотя в наши дни вряд ли встречаются ночные поедания светящихся моллюсков, похоже, сейчас очень удачное время, чтобы устроить нечто подобное.