Между абаканскими школьниками развязалась драка. Началась она, как могло показаться, с самых безобидных вещей. Обычное для второклассников дело. Один мальчишка толкнул другого, назвал каким-то неприятным словом, а второй в отместку вырвал из его рук портфель.
Казалось бы, невинная мальчишеская шалость. Только жестокость, которой она обернулась, оказалась явно не детской. Восьмилетний обидчик уронил соперника наземь и бил по голове, пинал грязным башмаком в области уха. Уже после судебно-медицинская экспертиза Хакасии засвидетельствовала у мальчишки багровый кровоподтек и ссадину на правом ухе. А травматолог диагностировал еще и сотрясение головного мозга. На этом проблемы у парнишки не закончились. По словам матери, травма спровоцировала у ребенка повышение внутричерепного давления и резкое ухудшение зрения. Какие симптомы проявят себя еще — одному лишь Богу известно.
Кабинет медика в школе оказался
закрытым
Произошло это на территории школы. Уроки закончились, и дети в большинстве своем разбрелись по домам. Кирилл (имена персонажей изменены остался доделывать задание, а, выйдя на улицу, увидел своих одноклассников.
– Роман выбежал из-за угла школы и пнул меня в бок со спины, – рассказывает нашему корреспонденту пострадавший мальчик. – С другой стороны, у пандуса, стоял Игорь и тоже начал драться. Я забежал под пандус, а в это время Роман потянул меня за капюшон, а потом убежал. Я взял их портфели и побежал к школе, а они за мной. Портфель Игорю я вернул – мы с ним немного, но дружим. А портфель Романа, который хотел меня ударить, я начал крутить, случайно выпустил его из рук и снова схватил, вытащив оттуда пенал и коврик и швырнув все это на землю.
По словам Кирилла, его обидчик "потрошил" портфели своих сверстников неоднократно. Но такой же поступок по отношению к себе воспринял с большой обидой. Он ударил нахала в бок, а когда тот упал на землю — пнул еще и по голове, наступив на нее ногой.
– Было больно, – вспоминает Кирилл. – Из уха текла кровь, и секунд десять я не мог открыть глаза. Игорь начал кричать ему: "Ты что делаешь?" Затем его прогнал проходящий мимо дедушка и посоветовал нам обратиться к завучу. Игорь помог мне подняться, и мы пошли в школу, где встретили классного руководителя. Меня хотели отвести к медику, но его кабинет был закрыт — такое в школе часто бывает. Учительница сама отмыла кровь и позвонила родителям. С моим папой и его мамой мы пошли к психологу, где Роман говорил, что я все вру, и никакой вины за собой не чувствовал.
Ребенка сразу отвели к травматологу, который в тот же день выписал справку о лечении Кирилла с диагнозом "ЗЧМТ. Сотрясение головного мозга. Ссадина лобной части". Неделю он был на больничном. И в это время, по словам матери, у мальчика появились осложнения.
– Медэкспертиза зафиксировала только размеры ссадин и гематому, заверив, что вреда здоровью это не нанесло. Но после инцидента у ребенка повысилось внутричерепное давление, каждый день он жалуется на головные боли, – говорит 31-летняя Людмила. – Скорее всего, это связано с родовой травмой — у него была гипоксия – но к трехмесячному возрасту мы ее вылечили. Наверное, полученная в мае травма спровоцировала рецидив. Тем более, что зрение у Кирилла ухудшилось. В марте, на приеме у окулиста, он спокойно читал средний ряд, а теперь — только две верхние строчки с огромными буквами. Даже когда мы сидим в одной комнате, он мне говорит: "Мама, я тебя не вижу, все расплывается". Сейчас мы лечим давление. Невролог советует сделать магнитно-резонансную томографию, но поскольку квот нет, нам нужно делать ее за свой счет — а это порядка 5-7 тысяч рублей. Отец Романа сначала обещал оплатить лечение, но после того, как я сказала о стоимости томографии, звонить перестал.
Раскаяния не наступило?
Жестокость восьмилетнего ребенка маму Кирилла обескуражила. Ну не понятно ей, как можно бить себе подобного ногой по голове. Женщина никогда бы не стала вмешиваться в детские разборки, если бы драка не обернулась столь серьезными последствиями.
– В своем сыне я уверена на 100%, – объясняет опечаленная происходящим мать. – Он очень добрый, отзывчивый и просто так в драку никогда не полезет (в школьной характеристике он представлен лишь с положительной стороны — "ШАНС"). Он у нас так воспитан. На родительском собрании, которое состоялось буквально на прошлой неделе, предложили написать коллективное письмо на имя директора, чтобы Романа убрали из нашего класса. Все родители возмущены этим инцидентом, каждый боится за своего ребенка — ведь он может оказаться следующим. Я настояла на том, чтобы драчуна поставили на учет в отделе по делам несовершеннолетних в УВД по Абакану. Может, этот факт заставит родителей задуматься. Это уже не первая драка с участием Романа, но ему все сходило с рук. Кажется, что ребенок чувствует свою безнаказанность. Даже после драки он продолжал оскорблять моего сына в школе.
Роман занимается в секции кикбоксинга и выше Кирилла на целую голову. Кулаки он пускал в ход не только в общении с ним. На собрании родители говорили, что дети боятся ему перечить, потому наблюдающие за дракой одноклассники за Кирилла и не вступились. По словам Людмилы, в классе уже была подобная драка, в результате которой другой мальчик получил травму головы. Правда, его отец с матерью заявлять в полицию не стали, так как зачинателем рукоприкладства был пострадавший.
Драчун Роман воспитывается в благополучной, полной семье. Школьная характеристика рисует его тактичным по отношению к взрослым и внешне спокойным. Он хорошо себя ведет на уроках, но при этом яро конфликтует с одноклассниками.
"Ведет себя очень агрессивно, – пишет в характеристике классный руководитель. – Использует нецензурную лексику, жестоко дерется с мальчиками. Свои проступки оправдывает тем, что его провоцируют другие дети. Никогда сам первый не извинится. Отношение к мнению других негативно, не согласен с замечаниями, поведения не меняет... Проявляет интерес к спортивной деятельности. С первого класса занимается в секции кикбоксинга. Плохо, что приобретаемые спортивные навыки он использует против одноклассников".
Пинки и кулаки — обычное дело?
В разговоре с Кириллом узнаю, что пинки и кулаки для детей такого возраста — обычное дело. Иногда идут в ход пистолеты с жесткими пластмассовыми пульками, которыми по неосторожности можно выбить и глаз.
Дети есть дети. Ходить по струнке они, наверное, и не должны. Иначе какие же это дети? Но почему именно так ученики начальных классов выясняют сегодня отношения? К самой школе, которая не только должна обучать, но и давать уроки нравственности, мама Кирилла претензий не имеет, тем более, случилось это уже после уроков. А вот в родительском воспитании обидчика, по ее мнению, есть серьезные упущения. Ребенок успевает по всем предметам. Очень симпатичный и располагающий к себе мальчик. Но откуда же взялась такая жестокость?
В социальных сетях на страничке ребенка создан фотоальбом под названием "Убийцы". Имеет ли он отношение к его повышенной драчливости? Или это обычное мальчишеское увлечение — мало кого из них в наши дни не интересуют супермены, компьютерные игры и боевики? Как бы то ни было, родители обязаны следить за тем, как ребенок проводит досуг. Какими фильмами интересуется, как общается с себе подобными и насколько комфортно чувствует себя в этом огромном взрослом мире.
По мнению психологов, агрессивное поведение ребенка часто свидетельствует о неблагополучной обстановке в семье, даже если внешне она кажется идеальной. Нередко в обеспеченных и интеллигентных семьях на полноценное общение с ребенком у родителей просто не хватает времени. И такие конфликты становятся своеобразной расплатой за дремлющую бдительность взрослых.
Больше всего в этой ситуации пострадал избитый Кирилл. Инспектор отдела по делам несовершеннолетних и старший лейтенант полиции управления МВД России по РХ Яна Гришиенко Сообщила нам, что драка признана обоюдной и на учет в полиции поставят обоих. Конечно, это не лучшим образом скажется на репутации школы и оставит след в биографии еще "желторотых" школьников. В перспективе у так называемых "хулиганов" могут возникнуть проблемы с поступлением в вузы и работой в серьезных конторах, с получением лицензии на оружие и водительских прав. А ведь начиналось все с безобидной мальчишеской шалости!
А вы об этом знали?
Марина БОНДАРЬ, детский психолог Центра психологического сопровождения "РОСТ" (Абакан):
– Агрессивные реакции в этом возрасте являются единственно правильными, так как чаще всего они копируют поведение значимых взрослых (родителей), которые проводят с ним большую часть времени. Ребенок изучает, исследует модели поведения окружающих и примеряет их на себя. Немаловажную роль здесь играют СМИ и компьютерные игры, где нужно дойти до финиша, уничтожив всех своих соперников.
Агрессия может быть также сигналом для родителей: "Обратите на меня внимание!" Ребенку, возможно, не хватает живого родительского общения, и он либо начинает хуже учиться, либо устраивать драки. Если в семье авторитарный стиль общения либо гиперопека со стороны родителей, такое поведение может служить протестом в ответ на насилие либо желанием обрести самостоятельность в решении каких-то вопросов.
Такое поведение может быть вызвано особенностями темперамента, нервной системы. Очень важно организовать ребенку досуг, где бы негатив мог получить какой-то выход.
Не всем детям показаны боевые искусства, так как они могут усиливать агрессию. Родителям можно посоветовать не проявлять агрессию в присутствии ребенка и по отношению к нему, не позволять себе разговоры на повышенных тонах, иначе эту модель поведения он будет примерять на себя. Гнев ребенок тоже не должен держать в себе, его нужно выплескивать, но социально приемлемыми способами. Можно дома сделать подушку для битья и придумать "Листок гнева", на котором ребенок смог бы написать все, что его возмущает и беспокоит. Нужно научить его проговаривать негативные мысли.