Почти одновременно с фильмом «Адмиралъ», который с завтрашнего дня начинает демонстрироваться в кинотеатрах страны, в Твери прошла презентация книги Светланы Макуренковой «Волшебный сад души. История последней любви А.В. Колчака. Переписка А.В. Колчака и А.В. Тимиревой (1916— 1919)».
Десять серий «Адмирала» снимались не один сезон. Предполагалось, что сериал покажут по телевидению. Но пока неизвестно, когда это произойдет. А на большом экране демонстрируется лишь усеченная версия из двух серий. Популярный актер Константин Хабенский играет в дуэте с Лизой Боярской, которой досталась роль возлюбленной адмирала — Анны. Узнав об аресте Колчака, Анна Тимирева пошла за ним в каталажку и расплатилась за свою любовь 39-ю годами тюрем, лагерей, ссылок и «минусов».
Светлана Макуренкова, шекспировед, поэтесса и доктор филологических наук, много лет собирала письма Александра Колчака и Анны Тимиревой (урожденной Сафоновой), но она даже не подозревала, что в Твери жил внучатый племянник вдовы Колчака.
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Последние слова адмирала Колчака были обращены не к Анне Васильевне Тимиревой, скрасившей Верховному правителю России тяготы пребывания в Сибири, а к Софье Федоровне Колчак: «Я прошу передать моей жене, которая живет в Париже, что благословляю своего сына».
Сын адмирала умер в 55-летнем возрасте в апреле 1965 года, а внук Колчака здравствует в Париже. Но сердце Александра Ростиславовича, как отмечали журналисты, не очень-то трогали усилия тех, кто возвращал русской истории имя выдающегося океанолога, исследователя Арктики и флотоводца. Лишь в 2003 году Александр дал большое телеинтервью.
Не знаю, пять лет назад жив ли еще был внучатый племянник вдовы Колчака — тверской ученый Андрей Ткаченко, владевший уникальными фотоснимками, рисунками, письмами, повествующими о семье Колчака. В 2000 году мне довелось побеседовать с Андреем Александровичем. Кандидат технических наук, он специализировался на строительстве дорог в болотах. В его распоряжении находились уникальные фотоснимки, рисунки, письма, повествующие о семье адмирала. Его бабушка Екатерина Ткаченко и Софья Колчак — это родные сестры Омировы.
Обе родились в Украине в старинном городе Каменец-Подольском, в тех краях, где был пленен прадед Верховного — турецкий генерал Колчак-паша. И пленил его брат предка по материнской линии — екатерининский вельможа фельдмаршал Миних. Со стороны матери, Дарьи Федоровны Каменской, числится еще один именитый предок — Максим Васильевич Берг, учитель Суворова, генерал-аншеф и герой Семилетней войны, сражавшийся против Фридриха Великого. К слову, в 52 километрах от Твери в направлении Рамешек лежит деревня Каменка на речке Каменке. Здесь в середине XIV века была вотчина боярина Романа Ивановича Акинфыча, получившего фамилию Каменский. А по отцу Федору Васильевичу Омирову, управляющему подольской казенной палатой, предки сестер были куда более мирные — из духовного сословия.
«Моя бабушка Екатерина Омирова, — рассказывал мне Андрей Ткаченко, — вышла замуж за студента московского Высшего технического училища Александра Ткаченко, тот был слаб Здоровьем и умер от чахотки за три месяца до рождения моего отца, тоже Александра. Бабушка осталась с двумя детьми, и без помощи родственников ей пришлось бы туго. Именно тогда в письмах моей бабушки появилось имя Софьи Федоровны, которая в 1896 году как раз закончила Смольный институт и приехала помогать сестре».
Екатерина писала родственникам, что «приехала Сонечка, очень помогла, но сильно грустила, потому что ее бросил жених». Весьма похоже, что речь шла о размолвке с А.В. Колчаком, который хорошо знал Софью еще до экспедиции 1902 года по спасению Толля, исследователя Арктики. Софья тогда привезла продукты для спасательной экспедиции по заданию географического общества. Во время революции Софья эмигрировала в Париж, но умудрялась переписываться с родственниками, живущими в СССР.
Отец Андрея Ткаченко служил и в белой армии, и в Красной. Затем он работал главным инженером Архангельского горкомхоза и много потрудился для того, чтобы Архангельск не выгорел от бомбежек в Великую Отечественную войну. Он лично знал Колчака, оставил о нем воспоминания, но Андрей, будучи несмышленым мальчишкой, уничтожил отцовские записи об адмирале. Потом родители говорили, что, может быть, это и к лучшему — шел 37-й год.
По словам Андрея Ткаченко, часть писем Софьи Федоровны после казни Колчака хранила ЧК, а теперь они в Архиве ВМФ в Петербурге. Сохранилась коллекция писем бабушки Андрея Ткаченко — Екатерины своему сыну Александру.
«Практически в каждом письме она пишет о Софье, — утверждал Андрей Ткаченко, — потому что сама переписывалась с ней до тех пор, пока немцы не захватили Францию в 1940 году. Получилось так, что бабушка за две недели до начала войны приехала к нам в гости в Архангельск из Каменец-Подольского. Посмотреть на сына — он уже болел туберкулезом. И привезла с собой вещи, не все, а только самые дорогие. Переписка с сыном ей оказалась дороже, чем с сестрой Софьей!.. А письма Софьи остались под оккупацией и, видимо, погибли. Тут я не понимаю сам своих родителей: после того как Каменец-Подольский был освобожден, можно было их поискать, но они не пытались».
Делясь личным мнением о деятельности Верховного правителя России, Андрей Ткаченко отметил: «Колчак совершенно правильно считал, что диктатору следует быть главнокомандующим вооруженными силами, но для должности диктатора он был явно неподходящей фигурой, потому что слыл человеком порядочным, слова, долга. К тому же он совершенно не знал армейской жизни. Он был худшим главнокомандующим, чем император. Известно, что Николай II в отличие от Колчака имел понятие об армии, и у царя был отличный начальник штаба Михаил Алексеев. А Колчак взял начальником штаба молодого, времен керенщины, генерала Лебедева. Адмирал часто рвался на фронт, и все ложилось на не сведущего в военном деле начштаба».
Племянник вдовы Колчака участвовал в Великой Отечественной, воевал красноармейцем. Был четырежды ранен. Участвовал в сражении на Курской дуге. А в 1950 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Он вспоминал, как в 1952 году был ответственным от технического отдела Управления строительством Волго-Донского канала за сооружение монумента Сталину. Строила его примерно тысяча эсэсовцев — «не из тех карателей, которые издевались над людьми, а из гвардейских, по существу, частей вермахта».
Андрея Александровича нет в живых уже несколько лет. Но на факультете географии ТвГУ работает его сын – профессор Александр Андреевич Ткаченко. Светлана Макуренкова в знак глубокого уважения передала ему в дар свою книгу.
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР В ГОСТИНОЙ «АНЕФРЫ»
Вечер состоялся 25 сентября. Он начался с гимна лингвострановедческого клуба «АНЕФРЫ». Запевала кандидат наук Светлана Еланская, ей на рояле аккомпанировала доктор искусствоведения Марина Черная.
— Первое заседание 24-го года существования нашего лингвострановедческого клуба начинается творческой встречей со Светланой Макуренковой, — объявила бессменный президент «АНЕФРЫ» Антонина Орлова. — Она приехала с актрисой Аделиной Королевой.
В зале находились в основном студенты и преподаватели ТвГУ, в том числе участница клуба с момента его основания доцент Рахиль Шапиро, заведующая кафедрой французской филологии Надежда Долгова, доцент кафедры регионоведения Юлия Львова и, конечно же, руководитель клуба Лина Турко, заведующая отделом литературы на иностранных языках Горьковки.
— Профессия наша в этом мире нищая, босая, сирая, но великая! — заявила Макуренкова. — Мы служим великой богине филологии. Работая над Шекспиром, я неожиданным образом прикоснулась к истории отечественной. Удивительно, что эти две культуры — английская и шекспировская культура и русская культура Серебряного века на его излете не просто соприкоснулись, а связались в единый узел. Василий Ильич Сафонов был основателем и дирижером Московской консерватории. Дружил с Чайковским и Рубинштейном, а Рахманинов и Скрябин были его учениками. Одна из десяти детей Василия Ильича — Анна — стала музой Колчака. История трагическая и имеет особенный модус, совершенно уникальный в русской культуре, — экстатический союз двух душ. Открытие новых духовных опытов происходит нечасто — их роман был «чистый экстасис духовности». Мы знаем опыт Серафима Саровского, высокой напряженности человеческой души, когда она очищается от гнета и живет в чистом пространстве.
Аделина Королева представила короткую композицию «Гори, гори, моя звезда». Автором этого популярного романса, полагают некоторые, был некто иной, как Колчак.
На взгляд С.А. Макуренковой, Софья Федоровна была нелюбимой женой и ничего с этим поделать было нельзя. Верховный правитель не оставил ей на воспитание собственного сына ни унции из золотого запаса России, счета Ростислава Колчака в учебном заведении пять лет оплачивал знаменитый полярник Фритьоф Нансен.
ТВЕРСКОЙ УДЕЛ АННЫ
Позволю себе небольшое отступление.
Анна Тимирева осталась в России. В июне 1920 года ее сослали на два года в Омский концлагерь принудительных работ, а в 1922 году Анна вновь вышла замуж и стала носить фамилию Книппер-Тимирева. Арест следовал за арестом. В 1935 году «бывшей куртизанке» дали новых пять лагерей и отправили в Забайкалье, но дело было пересмотрено. Лагерь ей заменили поднадзорным проживанием в Вышнем Волочке. Работала она здесь швеей. Потом жила в Верее и Малоярославце. А в 1938 году опять последовал арест.
Летом 46-го Анна Васильевна вернулась из восьмилетнего заключения в Карлаге (Карагандинский лагерь, Казахстан). Первым ее пристанищем на воле стал поселок Завидово на Октябрьской железной дороге. Здесь находилась мастерская игрушек. В те времена города и поселки, расположенные в 100 — 150-километровой зоне вокруг Москвы, привлекали внимание великого множества «минусовиков». А в Завидове жили дальние родственники по линии Сафоновых.
Первые несколько дней в Завидове Анна Васильевна прожила у Евдокии Герасимовны. Довольно скоро Анна Васильевна переселилась в дом по соседству, расположенный чуть ближе к станции. С января она работала художником в цехе папье-маше игрушечной мастерской. В ее обязанности входило изготовление и раскрашивание кукол. С весны Анна Васильевна квартировала неподалеку от станции, у почтальона Лидии. Анна Васильевна много курила, в основном дешевые папироски «Бокс» и «Прибой». А осенью переехала в Рыбинск, где ей была подыскана работа в качестве бутафора драмтеатра.
Умерла Анна Васильевна 31 января 1975 года.
«РУССКИЙ ВЫБОР»
Творческая встреча закончилась показом видеофильма «Диалоги с Колчаком» (2003) из серии «Русские без России» («Русский выбор»). В этом фильме Никита Михалков как бы обменивается мнениями с внуком Колчака — Александром Ростиславовичем Колчаком, проживающим под Парижем.
В нынешнем году внуку стукнет 75 лет. Он преподаватель иностранных языков, джазовый музыкант. В середине 50-х служил во французской армии (не во Вьетнаме ли?). Внук знает о последней любви адмирала и ни в чем не упрекает ни его самого, ни его возлюбленную. Но считает деда плохим политиком, — в отличие от Ленина, который много чего обещал, зато делал все иначе. Михалков, видя в адмирале великого патриота, не опровергал Александра Ростиславовича.