3 октября знаменитый "Ю-Питер" во главе с Вячеславом Бутусовым снова прибыл в Хакасию, подарив любителям рока фантастический концерт в республиканском драмтеатре.
Два с половиной года назад его абаканские гастроли прошли под знаком 25-летия "Наутилуса Помпилиуса", сейчас – 50-летия самого Бутусова, который 15 октября официально отметит этот свой юбилей. Бунтарского вида товарищ с обесцвеченной стрижкой и чуть вызывающим взглядом превратился в строгого мужа, умудряющегося в свои солидные лета оставаться подтянутым, моложавым и чертовски привлекательным. Ну и, конечно, в умудренного опытом философа, готового часами говорить о Боге и смысле бытия.
На пресс-конференции журналисты изо всех сил пытались проникнуть артисту в душу, расспрашивая о путях, приведших Бутусова к Всевышнему, о церковной жизни, взаимодействии духовной и творческой сфер и прочих интимных вещах. Но музыканта это, похоже, не смущало. Он простодушно отвечал на вопросы, выкладывая любопытной прессе все, как на духу.
Деньги –
всего лишь фокус
– Как вы пришли к Богу? – спросила Вячеслава Бутусова дама из журналистского общества.
– А я все время к нему иду, – сию же секунду ответил Бутусов. – У меня другого выхода не было. Из всех вариантов, которые вы мне сейчас предложите, я смогу объяснить, почему они мне не подходят. Из всех субстанций, которые правят в этом мире, я выделяю время и внимание человеческое, все остальное просто не шевелится. Деньги – это субстанция, которая идет из этой руки в эту руку, и тот, кто направляет эти денежные потоки, называется Лукавым. Он как престидижитатор перекидывает карты, а между ними находимся мы и пропускаем их через себя. Это всего лишь фокус, который с нами проделывают.
– Ну а что же стало отправной точкой? – настаивала та же труженица пера.
– Решение взять себя руки и прекратить делать что-то отвратительное, то, от чего я устал, но всегда делал вид, что мне это не преодолеть, например, алкоголизм... Как только я пришел к этому решению, даже не будучи уверенным, что мне это удастся в себе победить, почувствовал легкое просветление. И, как в программе "Розыгрыш", передо мной начали выстраиваться такие комбинации, ситуации, что по-другому я уже просто не мог – это как слалом, только успевай флажки объезжай.
– Как верующему человеку взаимодействовать с современным миром, чтобы не прослыть фанатиком? Вам не доводилось с этим сталкиваться? – поинтересовался "ШАНСА".
– Есть понятие неофитства – этакого восторга, экзальтации, и, я так понимаю, через это все проходят и, я бы сказал, безболезненно, – поделился опытом музыкант. – А есть вещи, которые немножко искажают. Фанатизм, как мне кажется, происходит от чрезмерного рвения, когда человек неправильно распределяет свое отношение к духовной и прагматической сфере. Есть производство, семья, и надо правильно все это распределить, чтобы духовное стояло над этим и помогало. А действия людей, которые в миру начинают править церковью, все равно неправильные. Если человек хочет активно участвовать в жизни церкви, в духовной жизни, тогда ему нужно идти учиться на священника, служить в церкви и приходить к этому постепенно. Но это тоже труд. Фанатизм почему искажает действительность, потому что он выдает желаемое за результат, а на самом деле там кроме шума никакой пыли нет. Должны быть какие-то дела. Человек, который служит в церкви, обязательно занимается какими-то делами, и мы видим их результат. Лично я был потрясен: в течение тех шести лет, что я хожу в Знаменскую церковь, мне приходится видеть детей, которых приводят из приюта. Я был просто потрясен метаморфозами, произошедшими с одним мальчиком буквально на моих глазах. Одно дело, когда ты видишь изменившегося человека по прошествии времени. Но когда это происходит на глазах, это, конечно, удивительно.
Чудиков мало
– Дело в том, что в нашем не то чтобы атеистическом обществе верующие люди нередко выглядят чудиками, – продолжал беседу наш корреспондент.
– Чудиков мало на самом деле. Была блаженная Ксения Петербургская, она, можно даже сказать, шокировала некоторых женщин своим внешним видом. Нужно смотреть в корень и понимать, почему человек отстранен от этого, земного, мира, в какой степени думами и мыслями он улетел наверх. Это разные вещи. Одно дело, когда человек глаза поднять не может от земли, ходит, бродит, отстранившись от этого мира, и на него страшно смотреть, и другое дело, когда у человека мысли проистекают совершенно на другом уровне. То же самое происходит в музыке. На нашем концерте мне пришлось наблюдать один эпизод. Взрослый мужчина привел, как ему кажется, девушку на концерт, а на самом деле привела девушка мужчину. Было видно, что ему это все неблизко, что его респектабельное положение не позволяет ходить на такие мероприятия, из последних сил старался угождать девушке. Она его подтащила к сцене, и он был вынужден договориться с охранником, чтобы ему разрешили стоять именно здесь – около моей левой ноги: потому что девушке хочется быть на виду у всех, чтобы все видели, что она здесь. Я чувствую, насколько человеку неловко, и сопереживаю ему. Эта картина была настолько естественной и неспектаклеобразной (в отличие от того, что происходило у нас на сцене), что я был просто вынужден уделять свое внимание этим людям. Девушка по отношению к нам и нашей музыке в большей степени вела себя фанатично – она использовала себя и ситуацию для того, чтобы показать себя миру. Фанатизм – это, грубо говоря, желание попиариться за чужой счет.
Очень трудно
быть естественным
После того как Валерий Катин, известный в Абакане как "патриарх рок-н-ролла", спросил Бутусова о рок-эпохах и их будущем, Вячеслав сделал неожиданный вывод о том, что большое внимание к рок-музыке, возникшее в периоды 60-х, 70-х и 80-х, можно объяснить не иначе, как пришествием Святого Духа.
– Святой Дух приходит к нам в разных проявлениях, – развивал тему рок-музыкант, – в зависимости от того, к чему мы сейчас приготовлены, что способны воспринять. Главное, что отличает все эти эпохи рок-н-ролла, – настоящий восторг людей, которые его воспринимали. Это было всегда, но вдруг открылось им непонятным образом. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что периодически умами людей овладевали какие-то искусства.
Чрезвычайно щедрый на рассуждения о высоком, лидер "Наутилуса" оставался скуповатым на реплики во время концерта, ограничиваясь сдержанными "Спасибо!", "Да здравствует Абакан!" и, разве что в качестве исключения, "Мы вас очень любим!" Сценический аскетизм Бутусова "ШАНС" отметил еще два с половиной года назад и на последней пресс-конференции поинтересовался, намеренно ли он отказывается от ярких элементов шоу.
– Самое главное – это быть естественным, – ответил музыкант. – Иногда, правда, это очень трудно. 2 октября мы играли в Красноярске в баре под названием "Харли". Мотоциклетная тематика и сумбурная специфика бара не позволяла в определенной атмосфере провести концерт. Потому пол-концерта мы бились над тем, чтобы как-то соответствовать тому, что там происходит. Очень трудно быть естественным.
Широкий жест
Поговорить о политике со звездой не получилось. На наш вопрос, пойдет ли Бутусов на выборы и каким видит будущее России, солист "Ю-Питера" со свойственным ему христианским фатализмом произнес:
– Мне видится будущее России светлым образом. Все, что ни делается, все к лучшему, уверяю вас. Независимо от того, пойду я на выборы или не пойду. Можете даже не сомневаться, все к лучшему!
Позитивные прогнозы не возводят Бутусова в ранг президентских угодников: все-таки рокеру такого значения прогибаться не пристало. Наверное, протест Бутусова обращен в первую очередь ко вселенскому злу и человеческой боли, вызывающей отклик у зала во все времена. 3 октября зритель с замиранием слушал композиции, которые за два с лишним десятилетия стали настоящими легендами: "Дыхание", "Прогулки по воде", "Я хочу быть с тобой",, "Гудбай, Америка!", "Где твои крылья?", "Ален Делон" и "Бриллиантовые дороги". Исполняющий их "Ю-Питер" "гипнотизировал" публику "холодным магнетизмом" Бутусова и жаркими импровизациями гитариста "Кино" Георгия Каспаряна, благодаря которому "Гудбай, Америка" была пронизана звуками балалайки. С этим не менее культовым, чем лидер "Наутилуса", музыкантом питерская команда сыграла и бессмертные песни Виктора Цоя, заставляя зал трепетать от знаменитой "Звезды", "Пачки сигарет" и песни под названием "Ночь". К концу выступления люди раздухарились. Толпа ходила ходуном, орала любимые песни и стоя аплодировала живым легендам. Как и в прошлый раз, "Ю-Питер" со сцены не отпустили, выпрашивая сыграть что-нибудь еще. Ну и как уже полюбившемуся Абакану в этой просьбе можно было отказать? Питерцы сделали широкий жест и завершили двухчасовое выступление двумя истинными шедеврами "Хлоп-Хлоп" и "Тутанхамон", повергнув и без того разгоряченную публику в состояние легкой эйфории.