Любовная совокупность божественных ипостасей и составляет исходную точку всякого бытия. Отсюда и стремление к взаимной согласованности всех частей общества, к утверждению их взаимообусловленности, вне которой — противоречия, распад, гибель, так как нарушается основной принцип бытия, верховно запечатленный в Троице. Вот какое философско-социологическое истолкование «Троицы» для нас актуально и означает оно не сиюминутную задачу, а идеал, к которому надо стремиться.
Именно подобная задача стоит перед современным европейским искусством, которую надо решать новыми средствами, новым языком, понятными людям сегодняшнего дня. И рассуждать, быть может, больше надо не о том, как отсталые страны будут подтягиваться к жизненному уровню развитых стран Европы при вступлении их в Евросоюз (что исторически обоснованно), а о том духовном багаже, который этот союз несет, и о нашем вкладе духовных ценностей в человеческую копилку.
Основная ценность искусства — духовный опыт
Осознание себя в Европе, в системе ценностей, сложившихся в современной европейской цивилизации, не с точки зрения духовного иждивенчества, а именно с позиции привнесения своих духовных ценностей – наиважнейшая задача современного искусства. И она может дать неожиданный результат. Чего стоит духовный опыт единения народа Латвии в отстаивании независимости своей страны! Другое дело, что этот духовный опыт, как обычно, подхватывается и эксплуатируется совсем в других целях теми, кто приходит к власти, цель которой всегда одна – «разделяй и властвуй». Но и опыт преодоления этой болезни также бывает поучителен. По крупицам собираемые, сохраняемые и восстанавливаемые ценности культуры, гражданского общества на пути в Европейское сообщество, у нас в Балтии — уникальная и реальная человеческая история, которая делается на глазах.
И для той же России, которая несоизмеримо больше и в которой все процессы проходят намного дольше и болезненнее, чем в маленькой стране, вполне возможно, будет поучителен наш опыт. Перед лицом трагедии, обрушившейся на Америку 11 сентября, те же процессы единения нации прошел и еще проходит американский народ.
Так что же мы наработали и что предлагаем в новом веке миру? Какие культурные ценности, традиции, мировоззрение запечатлевает наше искусство? На этот вопрос еще долго будут отвечать все участвующие в этом процессе. Я могу говорить только о том, что ближе мне самой. Почти 15 лет моя жизнь и работа связаны с живописью, не только как с галерейной деятельностью и ее организацией, но и с постоянным поиском, анализом новых форм ее преподнесения. Это — фестиваль искусств «Рига — маленький Париж», художественно-музыкальные салоны Splendid Palace и клуб Riga Palace, Центр светоживописи Rezidence RP, в котором на протяжении последних трех лет демонстрируется светоживопись совместно с театрализованными представлениями.
Новое, как известно, с одной стороны, хорошо забытое старое, но в новом ракурсе, в новой интерпретации или прочтении, с учетом новых технологий нового времени.
Потрясение вызывают строки одного из основоположников абстрактного искусства и лидера русского авангарда Василия Кандинского, написанные в 1911 году в книге «О духовном в искусстве». Он, писавший эти строки 100 лет назад, читает наши сегодняшние мысли: «Наша душа, только еще начинающая пробуждаться после долгого материалистического периода, скрывает в себе зачатки отчаяния, неверия, бесцельности и беспричинности. Не прошел еще кошмар материалистических воззрений, сделавших из жизни вселенной злую бесцельную шутку. Пробуждающаяся душа еще почти всецело под впечатлением этого кошмара».
Для нас, живущих столетие спустя, смысл сказанного Кандинским уже наполнен другим историческим смыслом, хотя многие мысли не только не потеряли актуальности, но стали еще более злободневными. Особенно это касается поисков соотношения «что» и «как» изображать, то есть содержания и формы. В разное время, на разных стадиях духовного развития это соотношение постоянно меняется. Иногда «что» само собой отпадает и единым остается вопрос: «как».
Кандинский указывает, что несмотря ни на что, духовный прогресс все-таки движется вперед через поиски нового выражения, новой формы, нового «как». Проходя через душевные эмоции художника, через его утонченное переживание, Искусство находит утерянное «что», которое является духовным хлебом духовного пробуждения или то, что мы называем духовностью и что не может быть выражено слишком материальной формой.
Поиск «новых форм» происходит всегда, так же как и обновляется постоянно язык, на котором говорят люди. Часто бывает, вначале эту новизну находит всего один человек. «Его радостное узрение подобно внутренней безграничной печали. И те, что стоят ближе всех к нему, его не понимают. В возмущении они зовут его обманщиком и кандидатом в желтый дом. Так стоял осыпаемый бранью в дни своей жизни одинокий Бетховен. Да и один ли он?»
Построение живописного содержания на чисто духовном базисе — сложный и долгий путь, зависящий от повелительного призыва внутренней необходимости художника. С красками и формами художник должен обходиться так, как это необходимо для его целей. Только искусство имеет язык, «которым говорят в только ему одному доступной и свойственной форме душе о вещах, которые для души — хлеб насущный и который она только может получить в этом виде... Художник трижды ответственен по сравнению с нехудожником: во-первых, он должен вернуть обратно данный ему талант; во-вторых, его поступки, мысли, чувства образуют, так же как и у всякого человека, духовную атмосферу и так, что они могут либо просветить, либо отравить ее, в-третьих, эти поступки, мысли, чувства есть материал для его творений, которые вторично воздействуют на духовную атмосферу... Велика его обязанность».
На каждой из этих ступеней материальной и духовной жизней в любые времена есть свое искусство, свои художники. Какие же времена сейчас и чему служит современное искусство?
Эклектика стилей или современный синтез искусств?
Какие бы стили и направления не царили в те или иные былые времена, наши собственные вкусы формируются благодаря не только им. Для человека всегда важнее образ своего дома, в котором он укрывается от всех невзгод окружающего мира, от его агрессии и от разочарований, где создается свое личное пространство в соответствии со своим стилем жизни или мечтаниями. Именно дом стал местом творчества и самовыражения современного человека, несмотря на то, что западный мир переживает музейный бум — невиданными темпами идет создание музеев современного искусства, устремленных не в прошлое, как старые музеи — кладбища шедевров, а музеев — манифестаций будущего, где заявляются и апробируются новые творческие идеи.
Убранство дома становится настоящим упражнением по саморазвитию. Кто в моем собственном доме будет диктовать мне стили и навязывать какие-либо образы и свой вкус? Главный критерий моего вкуса — мои желания и неподчинение давлению со стороны какого-либо стиля.
Наше время — время «эго» и время «экс», где «я» — это поиск уникальности, а эксперимент и экстравагантность — это не только излишества и люкс, но и, только сейчас, да и то не всем доступная, современная роскошь — жить как хочется. В таком сочетании любые противоречия стилей теряют свой накал, бушует эклектизм с несколькими доминирующими тенденциями — излишества с необычными пропорциями, экзотика от Востока до Африки — от минимализма до турецкой роскоши — и уникальность — поиск редкого и необычного, авторских работ мастеров и художников.
Эти тенденции эклектизма неожиданно определяют важнейшую направляющую во всех областях современного искусства — нет его отдельных составляющих — архитектура, дизайн, живопись, декор сливаются в один вид искусства. Поэтому традиционная живопись зачастую не может вписаться в современный интерьер, иногда ей вообще не находится места в современных домах. И не только живопись, а все остальные составляющие жилого пространства не согласуются между собой — ведь наши интерьеры — это, так часто, поля после кровавых сражений с нереализованными фантазиями, неудачными покупками, недоделанными ремонтами.
Все, кто вступает в этот процесс, сталкиваются с подобными проблемами.
Есть ли пути их решения? Что взять за отправную точку, которая позволила бы найти определяющий и объединяющий все модуль? Наиболее вероятно, что нет и не может быть единого модуля. Один из множества вариантов представляет для нас интерес в контексте выбранной темы. Неожиданной здесь кажется мысль Ле Корбюзьe о том, что вся история архитектуры — это борьба за свет. Кандинский для живописи такое же место отводил краске, то есть цвету.