Бердянск удален от культурных театральных центров. Но есть в городе люди, которые не мыслят себя без театра, которые живут этой творческой жизнью и играют на сцене для публики и для себя. В их числе талантливый творческий человек Владимир Николаевич Матяш. Вот уже 16 лет он руководит театром при ГДК.
На днях в подростковом клубе «Современник» состоялась творческая встреча с Владимиром Николаевичем. Организована она была в рамках заседаний клуба «От всей души». Этот клуб был создан для ветеранов учреждений культуры города. Чтобы молодое поколение училось
у профессионалов, а ветераны передавали свой опыт. Чтобы творческие вечера объединяли поколения, а ветераны чувствовали, что их помнят, и ждали следующей встречи. Все сценарии этих мероприятий, фотографии, слайды и видео собирает Т. Смолянинова, которая пообещала постепенно создавать маленькие брошюрки творческих встреч и, кто знает, может бог даст, и все брошюрки объединятся в книгу о наших ветеранах учреждений культуры
города – это ее мечта.
Директор клуба «Современник» Татьяна Смолянинова поздравляет режиссера театра при ГДК Владимира Матяша
Но вернемся к Владимиру Николаевичу Матяшу. Он родился в 1931г. на Харьковщине в семье учителя. Детство выпало на трудные военные годы.
Голод, холод, разруха… Спасением для него были книги… Он очень много читал. После школы Владимир поступил в ПТУ г. Славянска. Казалось, ни что не могло предвещать для него театрального будущего. Но то было удивительное время! Молодежь с азартом и вдохновением ринулась овладевать разными профессиями. А еще хотелось петь, танцевать, играть в театре. Повсюду проводились конкурсы, фестивали. Хотелось жить красиво, быть полезными.
Любительский театр в училище захватил Владимира Николаевича, ведь актерское мастерство здесь вели настоящие профессионалы, среди них – режиссер Бранцев из Ленинграда. Именно встрече с ним Владимир Николаевич обязан своим увлечением театром.
После учебы в ПТУ Владимир Матяш поступил в Киевский индустриально-педагогический техникум. И теперь уже Киев открыл ему новые творческие возможности, ведь в техникуме царила настоящая театральная атмосфера, так как студенты здесь собрались творческие. Учебные занятия в техникуме совмещали с репетициями в театре. Ставили классику, современные пьесы, все эти репетиции вели профессиональные артисты, режиссеры, педагоги театрального института им. Карпенко-Карого.
Учеба в Киеве подарила Владимиру Николаевичу удивительную встречу с народной артисткой Советского Союза – Евгенией Мирошниченко. Тогда она была еще совсем обычной девушкой, учащейся в ПТУ, которая приехала в Киев на смотр самодеятельности профтехобразования. Там они и познакомились. И появились у них общие друзья.
Был у них такой случай. Однажды, будучи студентами, они шумной компанией забежали в трамвай, а денег на проезд ни у кого не оказалось. Тогда Евгения Мирошниченко начинает петь на весь трамвай знаменитый «Соловей» Алябьева. Все пассажиры начали улыбаться, восхищаться, и друзья, благодаря этому восхитительному голосу, были спасены от строгого контролера.
Помимо театра, в училище Владимир Николаевич играл в спектаклях других любительских коллективов г. Киева, приобретая тем самым актерский опыт и мастерство. Он играл в спектаклях «Чужой ребенок» Шварца, «Кража» Джека Лондона и других.
Еще рассказал нам Владимир Николаевич, как довелось ему петь в хоре из 500 человек в Палаце «Украина» на честь воссоединения Украины и России. От такого зрелища дух захватывало. Это был финал концерта «Трудовых резервов». Изнуряющие репетиции проводили руководители хора им. Веревки. В такие минуты забывались все тяготы студенческой жизни, а это стипендия 7-8 рублей (правда, и цены были другими). И все же при такой стипендии были еще и деликатесы из конфет-подушечек и сладких пряников.
И вот наступает 1956 год. Время окончания Киевского индустриально-педагогического техникума.
Молодого, талантливого Владимира Николаевича приглашают на учебу в театральный институт, но, посовещавшись с друзьями, он решает ехать по назначению. Бросали монетку и разъехались по разным городам Украины.
В Бердянске Владимир Николаевич Матяш с 1956 г. Здесь женился. Стал мастером, преподавателем производственного обучения. Здесь пригодилось ему педагогическое образование, знание психологии, интерес к людям.
Культурная жизнь Бердянска в те годы поразила молодого человека. Стабильно работал городской народный театр под руководством Т. В. Волошиной, почти в каждом клубном учреждении ставились театральные постановки, выступали агитбригады.
Сцена не отпускала Владимира Николаевича Матяша, и он опять возвращается к театру. Собирает труппу в ДК «Дормаш». Ставит спектакль «Юность отцов». Директор этого клуба, Лазарь Борисович Цивкин, становится ему поддержкой и опорой. Он предлагает Владимиру Николаевичу должность художественного руководителя Дома культуры «Дормаша».
В это время Владимир Николаевич заканчивает Московский университет культуры им. Крупской и Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры. Его постановка пьесы «Бесталанна» побеждает в конкурсе «Театральная весна».
С 1995 г. и по сегодняшний день, Владимир Николаевич Матяш является режиссером народного театра ГДК. За эти годы зрители увидели множество его постановок – это «Иван и Мадонна», «Закон» и др.
Сейчас Владимир Николаевич работает над пьесой Леонида Фролова «Вначале был грех». А впереди новые премьеры, творческие открытия и благодарность зрителей.
На творческом вечере, который вела Маринушкина Л. Е., Владимир Николаевич читал стихи, участвовал в сценке, комментировал свои фотографии, которые демонстрировались на большом экране. Вспоминал молодость и делился своими планами в постановке новых спектаклей. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru